Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о назначении трасологической экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назначение трасологической экспертизы необходимо в случаях, когда сложно установить вину в дорожно-транспортном происшествии. Зачастую один из участников ДТП, понимая, что он виноват в причинении ущерба, пытается уйти от ответственности и начинает врать, что он не виновен.
Для чего назначается?
Причины назначения трасологической экспертизы:
- Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
- Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.
Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
- Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
- Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.
Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.
Проведение при дорожно-транспортном происшествии
Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:
- Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
- Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
- Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
- Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
- Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
- Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.
Согласно законодательству, весь транспорт должен быть застрахован по системе ОСАГО. При факте происшествия ДТП, страховые компании проводят собственную экспертизу, дабы знать точный ущерб, полученный при столкновении двух и более транспортных средств, затем подготавливают смету и уже по этому документу производят выплаты застрахованному лицу, если он признается невиновным в происшествии.
К сожалению, это идеальная схема разрешения страхового случая при столкновении на дороге. Очень часто страховые компании сознательно занижают сумму страховых выплат, причем на довольно значительный процент. Если пострадавший не согласен с вердиктом экспертизы страховой, то через суд он может получить полную стоимость ремонта автомобиля.
Судебные тяжбы бывают достаточно долгими и затратными, так что если нет свободного времени, лучше сразу обратиться к независимой экспертизе.
ВНИМАНИЕ! Независимая экспертиза так же проводит оценку состояния транспорта после ДТП, однако указывает полную стоимость ремонта, учитывает цену деталей, а так же амортизацию автомобиля.
Нередко юристы независимых оценщиков могут через суд самостоятельно взыскивать со страховых компаний полные суммы ущерба, на законном основании доказывая свою правоту в вопросе правильности оценки суммы ущерба.
Помимо вышеперечисленных экспертиз, имеющих отношение к автомобилю и его повреждениям, имеется еще ряд экспертиз, которые имеют уже юридическое значение:
- Судебная экспертиза – назначается для установления степени вины водителя (нарушил ли он правила, или авария произошла в результате несчастного случая).
- Досудебная экспертиза – проводится самостоятельно, при несогласии с результатами заключения страховой компании, либо из-за расхождения мнений по поводу виновности участников конфликта (что более подробно описано выше).
В зависимости от состава участников:
- Единоличная. В случае, когда оба участника согласны по поводу вины и могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации, без привлечения компетентных лиц.
- Комиссионная. Собирается в том случае, когда участников больше двух, и они не могут прийти к общему мнению относительно вины в происшествии. В таком случае приходят на помощь квалифицированные специалисты одного направления и совместно стараются разобраться в причинах аварии и установить ответственного за случившееся.
- Комплексная. Наиболее сложная из имеющихся видов экспертиз, так как для установления истины требует привлечения экспертов из различных областей (медицина, криминалистика и пр.).
Автотехническая трасологическая экспертиза – своеобразное исследование, в ходе которого эксперты изучают все следы аварии (следы скольжения на дороге, волочения, повреждения на самом ТС в виде «вмятин», царапин и т. д.), складывают установленные факты в единую картину и делают выводы о причинах и обстоятельствах аварии.
Исследование проводят квалифицированные специалисты: сотрудники частных специализированных организаций, транспортно-трасологического отдела МВД, а также трасологи страховщика. А основанием для него являются нормы УПК, ГПК, АПК и КоАП РФ.
Эксперты устанавливают факты, определяют траекторию движения, временные промежутки, которые, в свою очередь, приводят к единственно правильным выводам о поведении участников на дороге. Но при этом исследователи не вправе назвать виновником одного из участников ДТП — на это имеет право только суд.
Для чего назначается?
Причины назначения трасологической экспертизы:
- Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
- Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.
Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
- Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
- Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.
Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.
Образцы (примеры) экспертиз
Юрина, 77, 14 в рамках дела № 3-715/2016 о расторжении договора Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы В производстве Кинешемского городского суда Ивановской области находится гражданское дело № 3-715/2016 о расторжении договора купли-продажи автотранспортного средства, а именно автомобиля Mazda 6, гос. номер О 132 РА 62 RUS. В данном гражданском деле я являюсь ответчиком и продавцом вышеуказанного автотранспортного средства.
Истцом при подаче иска в суд проведена экспертиза автомобиля, согласно результатам которой выявлен ряд дефектов и недостатков, в т.ч. в ходовой части автомобиля и в кузовной его части. Однако, в ходе проведения данной экспертизы не были исследованы и изучены причины возникновения указанных дефектов.
Поскольку перед продажей автомобиля я проходил ТО, полагаю, что указанные дефекты могли возникнуть в ходе неправильной эксплуатации автомобиля.
Это интересно: Как оценить ущерб автомобиля после ДТП самостоятельно: разбираем по пунктам
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
Проведение трасологической экспертизы
Трасологическое исследование включает несколько этапов:
- Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
- Ознакомление с имеющейся документацией.
- Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
- Осмотр ТС.
- Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
- Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
- Подготовка и передача заказчику заключения.
Что такое трасологическая экспертиза
Трасологическая экспертиза при ДТП является довольно объемным понятием, которое включает в себя проведение определенного комплекса важных мероприятий, которые позволяют не только определить виновника аварии, но и установить все причины и обстоятельства столкновения.
Трасологическая экспертиза охватывает множество ситуаций, и многие из них не имеют отношения к дорожным происшествиям. В случае с ДТП разбор проводится транспортно- трасологическим отделом. В его обязанности включаются разбор ситуации, изучение следов и многое другое.
Среди основных задач трасологической экспертизы выделяют:
- определение и идентификация объектов по их следам;
- определение наличия повреждений на транспортных средствах и установление, появились они в результате столкновения или присутствовали ранее;
- определение происхождения элементов столкновения (например, от какого транспортного средства остались лежать битые стекла на дороге или другие запчасти).
Трасологическая экспертиза — это тип автомобильно-технического исследования, что позволяет детально изучить следы аварийной ситуации на машинах и месте аварии.
Проведение при дорожно-транспортном происшествии
Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:
- Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
- Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
- Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
- Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
- Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
- Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.
Ходатайство о назначении оценочной экспертизы
Стоимость имущества в рамках судебного разбирательства можно определить (подтвердить), заявив в суде ходатайство о назначении оценочной экспертизы. Она может проводиться и до подачи искового заявления. По договору оказания оценочных услуг для определения цены иска. Судебная оценочная экспертиза проводится в соответствии с определением суда, вынесенным по инициативе одной из сторон гражданского дела (или обеих) или самого суда.
Заявитель должен самостоятельно определить вид экспертизы по гражданскому делу. Если вопрос касается оценки ущерба, причиненного в ДТП автотранспортному средству, воспользуйтесь ходатайством о назначении автотехнической экспертизы, оценки ущерба окружающей среде – об экологической экспертизе и т.п. Оценочная экспертиза применяется в случаях, когда требуется установить рыночную стоимость того или иного имущества. Наиболее востребована она при рассмотрении дел о разделе имущества супругов, определении долей супругов, банкротстве физических лиц.
Как написать ходатайство о назначении трасологической экспертизы, образец
- Паспорт транспортного средства;
- Составленные ранее протоколы осмотра ТС и места происшествия;
- Схема с места дорожно-транспортного происшествия;
- Фотографии пострадавших транспортных средств при аварии, а также фотографии места ДТП;
По результатам проведения экспертизы ДТП выдается заключение, включающее в себя все исходные данные, описание произведенных исследований, расчётную часть, а также сделанные экспертом выводы на их основе. Заключение специалиста дополняется схемами, чертежами и фотографиями.
Заключение специалиста является юридический документом, который может быть рассмотрен в качестве доказательства в суде.
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
В любом случае, вам не обойтись без экспертизы обстоятельств ДТП, если виновный старается свалить на вас свою вину или исказить факты. Наши специалисты имеют многолетний опыт, и прекрасную репутацию, достаточно просто позвонить нам!
Образец ходатайства о назначении (проведении) судебной экспертизы
Для удобства юристов и адвокатов, а также граждан, которые жизненно заинтересованы в оперативном и наиболее простом способе назначения и проведении судебной экспертизы, мы приняли решение о внедрении несложного полуавтоматического формуляра по созданию и модерации любых ходатайств о проведении судебной экспертизы в судебных и следственных органах.
Как можно заметить, форма по созданию ходатайств о назначении экспертизы заполняется в онлайн режиме посетителем нашего портала и не требует какой-либо регистрации.
После внесения необходимых сведений в формуляр ходатайства и нажатии на кнопку печати сформированное автоматически ходатайство распечатывается на любом печатающем устройстве.
Получаемое в результате ходатайство о назначении судебной экспертизы, конечно же, не идеальное, т.к. оно не охватывает все существующие области экспертных наук, не охватывает все области процессуального права и не учитывает сложность или, если быть точнее, не учитывает комплексный характер исследований.
Информируем, что наш портал в ближайшее время будет оснащен образцами разновидностей образцов ходатайств о назначении нижеследующих видов экспертиз:
По затрагиваемой отрасли процессуального права:
- ходатайство об экспертизе по уголовным делам в рамках УПК РФ
- ходатайство о проведении судебной экспертизы по гражданским делам в рамках ГПК РФ
- ходатайство о проведении судебной экспертизы по арбитражным спорам в рамках АПК РФ
По формату экспертных исследований:
- ходатайство о проведении (назначении) повторной экспертизы
- ходатайство о назначении (проведении) дополнительной экспертизы
- ходатайство о назначении комиссионной экспертизы
- ходатайство о назначении комплексной экспертизы
Зачем нужна трасологическая экспертиза, можно разобрать на конкретных примерах.
Владелец Тойоты-Камри обратился в суд после того, как страховая компания «Амбридж» отказалась восполнять ему ремонт авто. Машину ночью повредили неизвестные лица. Страховщики утверждали, что подобный казус не относится к страховым случаям, хотя авто застраховано от ущерба, а сумму расходов на ремонт посчитали завышенной. Полиция уголовное дело возбуждать отказалась.
После трасологической экспертизы стало ясно: случившееся — результат противоправных действий третьих лиц. Также установили ущерб с учетом и без учета износа.
По итогам судебного разбирательства автовладельцу компенсировали его расходы по ремонту и собственно за саму экспертизу.
Пример № 2:
Владельцу Шевроле грозил тяжбой велосипедист. По показаниям молодого человека, автовладелец наехал на него, когда тот стоял у тротуара. Доказательством по его мнению выступали вмятины на борту машины.
Однако трасологи сделали вывод: повреждения машины вообще не могли быть получены при описываемой ситуации. Мало того, не автовладелец наезжал на велосипедиста, а скорее наоборот — тот в нарушение правил, оказался у него под колесами.
Автоэкспертиза, Ходатайство о назначении судебной автотехнической экспертизы по ДТП и качества ремонта автомобиля
Автоэкспертиза — это определение технического состояния автомобиля.
Автоэкспертиза может применяться как для оценки стоимости автомобиля (независимая оценка), так и для оценки ущерба автомобиля после ДТП, нанесенного автомобилю (автоэкспертиза). Автотехническая экспертиза по оценке стоимости «годных остатков» автомашины.
Особняком стоит так называемая оценочная экспертиза автотранспортных средств.
До недавнего времени, а именно до 2003 года, когда вступил в силу Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», она находилась в ведении экспертов по оценке имущества.
Теперь же закон обязует проводить ее только экспертами-автотехниками. Таким образом, эксперт-оценщик имеет право работать в рамках Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в любой области, кроме автомобильной экспертизы.
Во всех случаях, когда говорят об экспертизе, предполагают решение сведущими людьми (или специалистами) проблем, требующих специальных знаний в области науки, техники и других отраслей для выяснения степени соответствия исследуемого объекта тем или иным заданным характеристикам.
Экспертиза – прежде всего прикладное научное исследование, целью которого является получение ясных ответов на поставленные вопросы. Поэтому при проведении экспертизы применяются проверенные временем методики.
Любая экспертиза имеет свой четкий регламент, порядок проведения, определяемые спецификой исследуемого объекта и областью применения специальных знаний.
Во-первых, досудебные и судебные. Экспертную работу, проведенную до возбуждения дела, принято называть исследованием специалиста. Полученное при этом заключение будет наиболее востребовано в гражданских и арбитражных спорах и может стать для сторон поводом для отказа от судебного разбирательства.
Если же этого не случилось, то эксперт вызывается в суд в двух случаях: во-первых, когда экспертиза не проводилась во время предварительного следствия и стала необходимой на судебной стадии и, во-вторых, когда суду необходимо разъяснить некоторые моменты экспертного заключения, данного до суда.
Ходатайство о назначении экспертизы – это заявление от имени граждан или организаций просьбы к суду об исследовании и проведении изучения и вывода доказательств по делу с привлечением экспертов в данной предметной области. Просьбы о проведении экспертизы принимаются в письменной форме, такие просьбы должны содержать список вопросов и указание за чей счет предполагается покрыть затраты по проведению мероприятий.
Экспертиза – это процессуальная форма получения новых доказательств, а также проверка уже имеющихся. Судебные экспертизы используются для изучения вещественных доказательств, установления причины смерти, определения психического состояния обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а также для решения многих других вопросов, требующих специальных познаний данных лиц.
Номенклатура экспертизы при ДТП
Для осуществления справедливой трасологической экспертизы, эксперт-трасолог должен владеть соответствующим объемом информации о произошедшем ДТП.
Материалы для проведения экспертизы следует представить в виде:
- план места инцидента, подготовленный на основании актов, зафиксированных фактов аварии;
- протокол обследования места аварии, составленный правоохранительными органами;
- фото с места инцидента;
- протокол технического осмотра автомобиля относительно повреждений;
- справка-свидетельство о ДТП от службы ГИБДД;
- фотоизображение, видеопроисшествия снятого его участниками.
Эксперту нужно предоставить возможность внешнего осмотра всех повреждений автомобилей-участников ДТП.