Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбор досудебного порядка урегулирования споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Порядок составления жалобы
Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:
- Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
- Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
- Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
- Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
- Контактные данные (номер телефона, почта).
- Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
- Подпись заявителя.
Основные сведения налоговых споров
Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.
И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.
!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.
Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:
- Анализ споров;
- Оценка причин;
- Анализ норм закона;
- Оформление претензий;
Особенности налоговых конфликтов
Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.
Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.
Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство в лице ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.
Несмотря на вышеперечисленные факторы, не любой конфликт будет являться налоговым спором. Чтобы разногласие подходило под категорию НС, должны выполняться следующие условия:
- Предмет возникшего конфликта – это всегда права или обязанности налогоплательщика, которые связаны с начислением и уплатой налогов, пошлин и других сборов.
- Субъекты разбирательства – это ФНС и налогоплательщик в любом лице.
- Неравное положение субъектов спора, так как оппонентами являются частное лицо и государство.
Законодательство допускает возникновение споров по различным основаниям. Это значит, что конфликты, инициированные налоговыми органами связаны чаще всего с неуплатой или нарушением сроков уплаты налоговых сборов. Физические лица или организации имеют гораздо больше оснований для инициирования разбирательства. Причины могут быть связаны с:
- Признанием нормативно-правовых актов и вынесенных в соответствии с ними решений неправомерными.
- Целью признать вынесенные постановления об уплате налогов или штрафов недействительными.
- Жалобой на бездействие налоговых органов в части возмещения части налогов.
Административный порядок разрешения налогового спора
Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.
Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.
Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.
Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.
Когда можно обратиться в суд
Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.
Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.
Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.
Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.
Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).
Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).
При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).
Досудебный способ урегулирования
С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).
Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.
Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.
Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:
- отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
- решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).
Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).
Направление претензии: куда и способы
Можно направить досудебную претензию в адрес филиала компании, если спор вытекает из его деятельности (ранее в практике по данному вопросу не было единого мнения).
Пленум ВС РФ подтвердил, что претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если этого не требует закон или договор.
Верховный Суд подробно разъяснил, когда претензию можно отправить по электронной почте, через социальную сеть или мессенджер. Для этих способов должно быть выполнено хотя бы одно условие:
- у сторон уже есть опыт подобного обмена информацией, для них это обычная практика;
- такой порядок предусмотрен законом/подзаконным актом либо прямо закреплен в договоре.
Доказать отправление претензии указанными способами можно скриншотом экрана, на котором есть:
- Точное время его получения.
- Адрес интернет-страницы.
Заверяет скриншот участник процесса.
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в досудебном порядке
-----------------------------¬
¦Акт камеральной или выездной¦
¦ проверки ¦
L--------------T--------------
¦/
------------------¬
---Нет-+ Налогоплательщик+--Да------¬ ---------------------------------------¬
¦ ¦согласен с актом?¦ ¦ ¦Иные акты налоговых органов и действия+-¬
¦/ L------------------ ¦ ¦(бездействие) должностных лиц ¦ ¦
------------------------------¬ ¦ L-------------------T------------------- ¦
¦Письменное возражение по акту¦ ¦ ¦ ¦
LT----------------------------- ¦ ¦ ¦
¦/ ¦ ¦/ ¦
---------------------------------¬ ¦ --------------------------------------¬ ¦
¦Рассмотрение материалов проверки¦ ¦ ¦Жалоба в вышестоящий налоговый орган ¦ ¦
¦и возражений по акту ¦ ¦ L----------T------------------T-------- ¦
LT-------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦
¦/ ¦/ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦Решение руководителя (зам. руководителя)¦ ¦ ¦ ¦
¦налогового органа: ¦ ¦/ ¦/ ¦
¦1) о привлечении к ответственности; ¦ -------------------¬--------------------¬¦
¦2) об отказе в привлечении к ¦ ¦на акт налогового ¦¦на действия ¦¦
¦ответственности за совершение налогового¦ ¦органа ¦¦(бездействие) ¦¦
¦правонарушения ¦ ¦ ¦¦должностных лиц ¦¦
L----------T------------------------------ L----------T--------L---------T----------¦
¦/ ¦ ¦ ¦
-----------------¬ ----------------¬ ¦ ¦ ¦
-+Налогоплательщик+-Да->¦Добровольная ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ согласен с ¦ ¦уплата налогов,¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ актом? ¦ ¦пеней, штрафов ¦ 1 мес. + 15 дней для получения ¦
¦L----------------- L---------------- ¦ документов ¦ ¦
Нет ¦ ¦ ¦
L---------¬ ¦ ¦ ¦
¦/ ¦ ¦ ¦
-----------------¬ ¦ ¦ ¦
-+Решение вступило+-Да------¬ ¦/ ¦ ¦
¦¦ в силу? ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ ¦
¦L----------------- ¦ ¦Итоги рассмотрения: ¦ ¦/ ¦
Нет ¦ ¦1) оставить жалобу без ¦--------------¬¦
¦ ¦ ¦удовлетворения; ¦¦Решение может¦¦
¦/ ¦/ ¦2) отменить акт ¦¦быть вынесен
----------------¬------------------------¬ ¦налогового органа; ¦¦по существу ¦¦
¦Апелляционная ¦¦Жалоба в вышестоящий ¦ ¦3) отменить решение и ¦L-------T------¦
¦жалоба в ¦¦налоговый орган в ¦ ¦прекратить производство ¦ ¦ ¦
¦вышестоящий ¦¦течение 1 года с ¦ ¦по делу; ¦ ¦ ¦
¦налоговый орган¦¦момента вынесения ¦ ¦4) изменить или вынести +---¬ ¦ ¦
¦ ¦¦решения ¦ ¦новое решение ¦ ¦ ¦ ¦
L-------T--------L------------T----------- L------------------------- ¦ ¦ ¦
1 мес. 1 мес. ¦ ¦ ¦
¦/ ¦/ ¦ ¦ ¦
-----------------------------------------¬ 3 дня на сообщение¦
¦Итоги рассмотрения: ¦ решения ¦
¦1) оставить решение без изменения, а ¦ ¦ ¦ ¦
¦жалобу без удовлетворения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦2) отменить или изменить решение ¦ ¦ ¦ ¦
¦полностью или в части и принять новое ¦ ------------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦решение; ¦ ¦Исковое заявление в ¦¦3) отменить решение и прекратить +->¦арбитражный суд или су䦦производство по делу ¦ ¦общей юрисдикции ¦L----------------------------------------- L------------------------
Рис. 1
Налоговой службой более 8 лет назад был принят Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (Приказ МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 [3]), который размещен в правовых базах со статусом «действующий». Однако руководствоваться этим документом не стоит, поскольку он признан утратившим силу Приказом ФНС России от 16.07.2004 N САЭ-4-14/44дсп@# .
Приказ имеет гриф «для служебного пользования», нигде не опубликован и не зарегистрирован.
В таком же «секретном» порядке принят новый Регламент рассмотрения заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты ненормативного характера налоговых органов РФ в досудебном порядке (Приказ ФНС России от 24.03.2006 N САЭ-4-08/44дсп@#). Этот документ , по мнению ФНС России, был призван урегулировать ряд процедурных вопросов (регламентация которых отсутствует в НК РФ), связанных с осуществлением производства по рассмотрению налоговыми органами споров. Поскольку Регламент не содержит нормативно-правовых норм, обязательных для налогоплательщиков, он является внутренним документом ведомства. Более того, ФНС России признает, что в ряде случаев его использование повлекло возникновение спорной ситуации и последующие судебные разбирательства (Письмо от 02.06.2008 N ММ-9-3/63 [4]).
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (с изм. и доп.).
- Приказ МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290 «Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке» // Экономика и жизнь. 2001.
- Письмо ФНС России от 2 июня 2008 г. N ММ-9-3-/63 «О рассмотрении запроса» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был.
Сроки обжалования решений налогового органа зависят от того, вступило ли оно в силу или нет. В отношении не вступившего в силу решения налогового органа апелляционная жалоба подается в течение одного месяца со дня его вручения. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
В том случае, если срок для подачи жалобы истек, а заявителем не представлены уважительные причины для его восстановления, то судами выносятся решения, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок обжалования решения.
Так, в Определении арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2015 г. №А76-6840/2015 была рассмотрена ситуация, когда оспариваемое решение вручено заявителю 05.07.2013 г. В апелляционном порядке данное решение не оспаривалось. Срок для подачи жалобы истек 05.07.2014 г., а поскольку судом не установлены уважительные причины и основания для восстановления срока подачи жалобы, то арбитражный суд оставил исковое заявление налогоплательщика без рассмотрения (п.2 ст.148 АПК РФ).
Жалоба на иные акты налогового органа (за исключением решений по налоговым проверкам), действия (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в течение одного года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Разрешение налоговых споров в суде
В том случае, если рассмотрение налогового спора вышестоящим налоговым органом не удовлетворило налогоплательщика, то юрлицо, ИП вправе подать заявление о признании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения в арбитраж не позднее 3-х месяцев со времени, когда узнали о нарушении прав и законных интересов. Юридическая компания обладает опытом представительства и сопровождения налогового спора в судах, поэтому она предоставит услуги:
- по оформлению иска о признании решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности недействительным;
- представлению интересов в суде;
- оформлению кассационных, апелляционных, надзорных жалоб;
- контролю за исполнением судебного акта налоговой службой.
Подавая исковое заявление, следует помнить о том, что оно включает в себя:
- Сведения об истце (ФИО, адрес заявителя).
- Данные об ответчике (ФИО и адрес лица, на которого подаем в суд).
- Информацию об Арбитражном суде, где происходит разбирательства дела.
- Обстоятельства дела.
- Доказательства, подтверждающие вашу правоту (ссылки на законы).
- Сведения о попытках урегулировать проблему до суда.
- Ваши требования.
- Стоимость иска (если имеется) и ее расчет.
- Перечень прилагаемых документов.
К исковому заявлению в обязательном порядке прилагают все доказательства, квитанцию по оплате пошлины, ходатайства, ксерокопии искового заявления для участников дела и др.
ВНИМАНИЕ!
Возможные итоги обжалования
По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:
- Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
- Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
- либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
- либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
- либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).
Часть 2. Квалифицированная юридическая помощь и роль адвоката в налоговом споре
Для меня дело началось (точнее сказать — закрутилось) в марте 2018 года. Позвонил один товарищ, хорошо известный в определенных кругах, и попросил помочь другому товарищу — руководителю организации-налогоплательщика, дав соответствующие рекомендации.
Соглашение об оказании юридической помощи мы заключили 12 марта 2018 года, когда «боевые действия» хоть и были в своей финальной стадии, но еще не закончились.
Подписали, и тут же звонок директору на сотовый телефон с требованием к завтрашнему дню явиться в инспекцию.
Он ко мне — «ехать?»
Я ему — «а зачем?»
«Ну как зачем — требует явиться лично директора, получить какое-то там извещение.»
Я ему — «так я сам получу, мы же оформились, есть доверенность, я представитель. Чего туда ездить? Мне за это платят, мне и кататься, да и то, только есть основания и повод.»
Директор, решив вначале политически «пробить ситуацию», переключил «решение вопроса» на главного бухгалтера.
Я решил понаблюдать, оценить масштаб «взаимодействия» проверяющих с налогоплательщиком.
Главбух звонит в инспекцию, говорит, так мол и так — приедет юрист. Я ее негромко корректирую — «не юрист, а представитель» (чуть растягивая последнее слово).
Инспектор в повышенные тона — «только сам руководитель лично».
5-6 (а то и 10-15) звонков/перезвонов с заезженной пластинкой. В итоге, руководитель проверяющей группы «ломается» — «ну хорошо! но пусть ваш представитель возьмет документы, подтверждающие невозможность явки руководителя лично.»
???
«Какие такие документы?»
«Давайте командировочное удостоверение.»
Тут я вижу огромное облегчение на лице главного бухгалтера и чувствую, что она собралась делать командировочное, собравшись, таким образом, реализовать принцип «И волки сыты и овцы целы»
Ситуацию нужно было срочно кардинально менять.
Сказав ей, чтобы передала проверяющим мои контакты, убедив, что без официального уведомления, полученного хотя-бы по ТКС, в инспекцию ехать не нужно, стали ждать.
Ситуация осложнялась еще немного тем, что 14 марта в инспекции был один из бухгалтеров налогоплательщика, забиравшая ксерокопии материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Ему попытались «всучить» извещение под роспись, но бухгалтер, получивший по телефону инструкции, вежливо парировала, что на «подписание такого извещения у нее нет полномочий».
Шум, гам, плеск, вопли про доверенность, но в заложники брать не стали — бухгалтер благополучно покинула территорию инспекции.
14 марта примерно в 17.40 по ТКС пришло извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенное на 15 марта в 14.30.
Главный бухгалтер удивилась — за все время проверки налоговый орган первый раз воспользовался ТКС.
До этого времени она свято верила, что телефонный звонок — это самое, что ни на есть надлежащее уведомление. Шутка ли — сотовый ведь.
В голове у меня отчетливо звучали две мысли:
«Но какое 15 марта могло быть рассмотрение, если мы заключили соглашение только 12 марта?
Чем крыть фискальную кашу?»
Подготовили и отправили ходатайство о переносе сроков рассмотрения на 19.03.2018 в 15:00, в качестве причины указали позднее получение извещения.
Ведь нужно было время, время, хоть какое-то время.
Руководитель проверяющей группы звонит (видимо «принципиально» — не мне, а главному бухгалтеру) и ультимативно заявляет — напишите в качестве причины командировку руководителя, приложите командировочное удостоверение и будет вам счастье — перенесем.
Главбух опять по-леопольдовски за старое, но нет — ничего не меняем, ждем.
15.03.2018 приходит долгожданное извещение — налогоплательщика ждут 19.03.2018 к 15:00.
Ну вот, процесс начал менять свое русло.