Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая редакция Конституции РФ с комментариями и изменениями на 2022-2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кодифицированные конституции содержат основной, высший закон, и в них труднее внести поправки, чем в обычный закон. Конституционные изменения обычно предполагают одобрение квалифицированным большинством в законодательном органе или референдум, а иногда и то и другое.
1. Установлены единые сроки уплаты налогов, страховых взносов.
Подробная информация содержится в Федеральном законе от 14.07.2022 № 263-ФЗ. Изменение связано с тем, что с 1 января вводится единый налоговый платеж, о котором мы уже говорили выше. Срок уплаты НДС переносится на 28-е число (до этого предельным сроком уплаты было 25-е число), но сам порядок уплаты не меняется. То есть уплачивать НДС необходимо будет не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.
Организации и индивидуальные предприниматели на УСН будут уплачивать налог по итогам года в следующие сроки:
- Организации – не позднее 28 марта следующего года (сейчас не позднее 31 марта следующего года).
- Предприниматели – не позднее 28 апреля следующего года (сейчас не позднее 30 апреля следующего года).
Страховые взносы будут выплачиваться исходя из единой базы по тарифам:
- С выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30 %.
- С выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1 %.
2. Введение новых коэффициентов-дефляторов (Приказ Минэкономразвития № 573 от 19 октября 2022 г.)
Коэффициент-дефлятор – это коэффициент, который при расчете налога учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий период (год или квартал).
Его применяют, например, при уплате налога при УСН, НДФЛ, торгового сбора.
С 2023 года будут действовать такие коэффициенты:
- УСН — 1,257.
- НДФЛ (расчёт фиксированного авансового платежа по налогу отдельными категориями иностранных работников при приобретении патента на работу) — 2,270.
- Торговый сбор — 1,729.
3. Изменение лимитов по доходам для применения УСН.
Установлены новые лимиты по доходам для применения упрощенной системы налогообложения в 2023 году. Так, с 1 января 2023 года для перехода на УСН предельный размер дохода за 9 месяцев 2022 года для юридических лиц не должен превысить 141,4 млн рублей. А предприниматели, уже находящиеся на УСН, смогут наращивать обороты на больший лимит, не опасаясь потерять право на применение этого спецрежима.
Предельные величины доходов для применения УСН теперь составляют:
- для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «доходы минус расходы») – 188,55 млн рублей (в 2022 году – 150 млн рублей);
- для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «доходы минус расходы») – 251,4 млн рублей (в 2022 году – 200 млн рублей).
Что такое конституционные соглашения?
Конституционные соглашения или конвенции – это правила хорошего политического поведения. Как правило, это правила самоограничения, а не использования полномочий в полной мере.
Обычно они развиваются из установившейся конституционной практики, но иногда создаются преднамеренно; и чтобы считаться конвенцией, они должны быть общепризнанными как обязательные.
Тот факт, что такие правила незаконны — и, следовательно, не имеют законной силы, — не означает, что у них нет исполнителей или санкций; хотя они будут носить политический, а не юридический характер.
Это также не означает, что они не важны по сравнению с правовыми нормами: наоборот, конвенции играют ключевую роль в британской конституции, а также в других конституциях. Они гарантируют, что конституция действует в соответствии с преобладающими конституционными ценностями.
Существующие соглашения могут развиваться, и могут появляться новые в соответствии с изменяющейся практикой и меняющимся отношением. Таким образом, со временем могут произойти значительные конституционные изменения без каких-либо фундаментальных изменений в законе.
Конституционные соглашения действуют во всех ветвях власти — законодательной, судебной и исполнительной. Каждый из них воплощает в себе принцип ответственного управления или самоограничения:
- неиспользование юридических полномочий в полной мере;
- не злоупотреблять государственной властью;
- уважение конституционной роли и функций других ветвей власти.
Конституция РФ является самым важным или высшим законом Российской Федерации. Никакой другой закон не может противоречить ему; равно как и правительство не может делать ничего, что нарушает его.
— Статья 118
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства;
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Запрет иностранного гражданства судьям, чиновникам, депутатам
— Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
— Статья 125
Сокращение численности судей КС РФ
1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя;
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
Часть 4 излагается в следующей редакции:
4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:
а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.
51 Конституционный Суд Российской Федерации:
Проверка КС РФ конституционности законов до подписания президентом. Президент получит право обратиться в Конституционный суд (КС РФ) с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Таким образом президент сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона (ФКЗ) (ранее президенту было труднее его отклонить). Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или федерального закона, то глава государства возвратит закон в Государственную Думу.
а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании;
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации, либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.
Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
С введением ст. 82.1 уходит в историю ситуация неответственности (безответственности) Президента Российской Федерации. В целом ничего особенно нового здесь нет, нечто сходное было включено в Конституцию при учреждении поста Президента РФ. Следует вместе с тем подчеркнуть, что в предлагаемой поправке предусматривается именно конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации. Иные меры («отраслевые») юридической ответственности (уголовная, гражданская, административная и др.) по отношению к Президенту не применяются, пока он остается на посту Президента. Если по совершенным деяниям является очевидным, что возможно наступление какой-то «отраслевой» ответственности, то сначала надлежит добиться, чтобы Президент оставил свой пост, далее применять соответствующие санкции «отраслевой» ответственности к нему уже как к частному лицу.
Включение в Конституцию ст. 93.1 обусловливается двумя обстоятельствами: во-первых, поскольку в Основной Закон вводится конституционно-правовая ответственность Президента за нарушение Конституции и данной им присяги, надо в акте высшего уровня (каким является федеральный конституционный закон) определить порядок применения этой меры ответственности; во-вторых, сейчас порядок применения положений ст. 93 Конституции РФ, устанавливающей порядок применения конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации в виде отрешения от должности, определяется Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, что неоправданно с учетом чрезвычайности ситуации отрешения Президента от должности. К тому же возможно толкование Регламентов как хотя и нормативных, но все-таки внутренних актов палат (формально их трудно называть даже законами, поскольку для принятия закона требуется решение обеих палат Федерального Собрания РФ).
По существу, в действующей ст. 112 объединены два самостоятельных вопроса — о структуре федеральных органов исполнительной власти и о порядке формирования Правительства Российской Федерации. Наши предложения касаются обоих моментов, хотя не исключаем, что придется их разделить на два отдельных закона о поправках. Однако пока рассмотрим предложения вместе.
А. Относительно системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. До последнего времени установился порядок, согласно которому система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждаются самостоятельно Президентом Российской Федерации его указами. В восприятии понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти надо исходить из толкования ч. 1 ст. 112 в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 2-П. Конституционный Суд определил, что оба понятия имеют право на существование и использование в их сочетании. В «систему федеральных органов исполнительной власти», записал Суд в своем Постановлении, «входят Правительство Российской Федерации… а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». А содержащееся в Конституции понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий». Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации — определил Конституционный Суд.
По существу, Конституционный Суд констатировал два момента: во-первых, возможность использования обоих понятий, во-вторых, право Президента на регулирование соответствующих моментов своими указами.
Естественно, Конституционный Суд не мог касаться вопроса о том, насколько оправданно то, что одно понятие («структура») отражено в ст. 112 Конституции Российской Федерации, а другое понятие («система») — нет, хотя они взаимосвязаны, а понятие «система» присутствует в других статьях Конституции — например, пунктом «г» статьи 71 к ведению Российской Федерации отнесено установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Это вне компетенции Конституционного Суда.
Другой вопрос — что, утверждая систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, Президент Российской Федерации в интересах баланса властей мог бы предварительно согласовывать с палатами Федерального Собрания, Конституционный Суд не затрагивал. Однако это вовсе не значит, что нет необходимости в соответствующем регулировании на уровне Конституции Российской Федерации. Наоборот, оно будет весьма полезно, поскольку упорядочит действия Президента и возможность влияния на них со стороны палат Федерального Собрания, а в итоге обеспечит стабильность системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
В завершение рассмотрим ряд вопросов, которые задают граждане РФ касательно планируемых изменений в Конституцию РФ.Как люди относятся к изменениям в Конституцию РФ?Согласно проведенным исследованиям центра ВЦИОМ, 95% граждан России согласно с будущими поправками. Люди, как правило, поддерживают индексацию пенсий, культурное воспитание молодежи, решение вопросов в сфере культуры и прав животных. Что касается политической части и обнуления сроков Путина В.В., положительное мнение высказали 65% опрошенных и только 26% против. Более половины респондентов поддерживают расширение полномочий Госдумы и СФ РФ — 57 и 53 процента соответственно.Почему правки вносятся пакетно?Такое решение обусловлено тем, что внесение всех 206 поправок потребовало бы их размещение на огромном числе листов. Кроме того, с учетом мировой практики референдумов перед людьми ставится однозначный вопрос и два варианта ответа — да или нет. Важно учесть, что все правки связаны друг с другом, поэтому убрать одно, а оставить другое не получится.Почему проводится именно голосование, а не референдум?На сегодня нет законных оснований, требующих проведение референдума. Эта необходимость могла возникнуть при внесении правок в первую, вторую и девятые главы. В 2020 году в Конституцию РФ вносятся те изменения, которые не требуют участия общества. По сути, достаточно решения на федеральном уровне. Всенародное голосование — полностью инициатива Президента РФ, который решил дать право голоса народу. Если большинство людей поддержит правки, они вступят в силу.Какой будет посещаемость?Предварительные опросы показывают, что на голосование планирует прийти 45% опрошенных. К группе сомневающихся относится 24%, а вот отрицательно ответили на вопрос всего 7% респондентов.Какие изменения в Конституцию РФ имеют наибольшую важность для общества?По новым правкам государство становится более защищенным. Любые призывы к отделению, направленные на нарушение суверенитета страны, являются неприемлемыми. Интересы государства помогает защитить норма, по который Конституционный суд РФ вправе принимать решение о возможности исполнения решений иностранных государства. Дополнительные плюсы — появление права на качественную медицинскую помощь, повышение размера МРОТ и другие моменты.
«Пока я президент, у нас не будет родителя номер один и родителя номер два, будут папа и мама», — заявлял Владимир Путин, и это также нашло отражение в Конституции. Поправка к статье 72, внесенной президентом, отдельно отмечает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины…».
«Мы сегодня все с одобрением восприняли президентские поправки о семье, что это такое, что это союз мужчины и женщины. Семья — это муж и жена», — прокомментировал инициативы главы государства спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
При этом предлагались и более причудливые варианты. Так депутат Госдумы Ольга Баталина сочла нужным дополнить конституционные полномочия Правительства РФ вопросами поддержки традиционных семейных ценностей, укрепления и защиты семьи, как союза мужчины и женщины. Владимир Путин в целом идею одобрил, хотя и отметил, что союз мужчины и женщины – это брак, а с семьей дело обстоит «немножко по-другому».
Критике предложенная поправка подверглась в первую очередь со стороны ЛГБТ-сообщества. Ведь, по сути, таким образом, возможность заключения однополых браков отметается на конституционном уровне. А с ней и какая-либо защита прав членов таких союзов со стороны государства, например, в имущественных спорах (и не только).
Однако Россия будет отнюдь не первой страной, в которой брак возможен лишь между разнополыми партнерами. Это, например, прописано в конституции Польши, Хорватии (причем недавно, в 2013 году), Латвии, Венгрии, Литвы, Армении, Черногории, Сербии, Словении и т. д.
В Бразилии статья 226 конституции признает «семейной единицей» «устойчивый союз между мужчиной и женщиной», и отмечает, что закон должен способствовать превращению этого союза в брак. Хотя сейчас в стране разрешены и однополые браки.
В чем суть изменений?
Давайте теперь познакомимся с тем правками Конституции, которые необходимо с 2021 года учитывать при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для удобства восприятия довольно непростой теории и запоминания рассмотрим лишь те изменения, которые нужно знать для экзамена.
Полномочия Президента РФ • Изменение требований к кандидату: проживание на территории РФ не менее 25 лет + не имеет иностранного гражданства. • Ограничена возможность занимать должность Президента более двух сроков подряд. • Президент может освободить Премьер-министра от должности с сохранением Правительства. |
Есть пункт про верховенство российского права. Это помешает жаловаться россиянам в ЕСПЧ?
Владимир Путин подписал закон, позволяющий Конституционному суду признавать неисполнимыми решения международных судов, если они противоречат российской Конституции, еще в 2015 году. Теперь же приоритет Основного закона закреплен непосредственно в документе.
Это было одним из самых обсуждаемых дополнений — до того, как депутат Валентина Терешкова предложила поправку про обнуление сроков президента.
Международные эксперты с этой поправкой не согласились — Россия является членом Совета Европы и ратифицировала Конвенцию о правах человека, таким образом взяв на себя обязательство исполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Венецианская комиссия рекомендовала Москве изменить предложенные Путиным формулировки, но российские власти сделать это отказались.
На агитационных билбордах в поддержку поправок в Конституцию часто попадалась реклама такого нововведения, как ежегодная индексация пенсий. Плакаты с улыбающейся бабушкой, которую обнимает маленькая девочка, вероятно, были призваны обеспечить поддержку поправок среди пенсионеров.
Но в новой версии Основного закона ничего не сказано о том, какой будет эта индексация, так что власти смогут ежегодно повышать пенсии на любую сумму.
Поправка лишь закрепляет то, что индексация пенсий осуществляется «не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Зато говорится, что пенсионная система формируется «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений».
Песков объяснил, почему продолжает действовать указ о мобилизации
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил в понедельник, что закон о частичной мобилизации, изданный президентом России Владимиром Путиным 21 сентября, все еще продолжает действовать. Однако, это не означает того, что призыв будет продолжен.
Песков отметил, что помимо требования о призыве граждан на военную службу, указ о частичной мобилизации включает в себя другие мероприятия, необходимые для выполнения вооруженными силами РФ своих обязанностей.
«Призыв в рамках частичной мобилизации осуществлялся до достижения установленной численности, необходимой для выполнения вооруженными силами поставленных задач. Минобороны рапортовало о том, что установленная численность была достигнута, в связи с чем призыв граждан в рамках частичной мобилизации был остановлен, завершен», — добавил Песков.
Известно, что в указе не было отмечено конкретное число военнослужащих, которых должны были призвать в ряды ВС РФ. Однако министр обороны России тогда заявил, что в ходе мобилизации будут призваны 300 тысяч человек.
Будет тихий и постоянный донабор в военкоматах. При этом никакого официального объявления второй волны частичной мобилизации или всеобщей не планируется
Коль множатся слухи о новой волне мобилизации, да и Песков не вселил оптимизма своим вчерашним заявлением, очень в тему планы Госдумы о введении нового требования для пересечения российской границы. Теперь россиян могут обязать резервировать дату и время проезда через границу на автомобиле.
Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 марта 2023 года. Мера коснется как иностранцев (перевозчиков и обычных лиц), так и граждан России, лиц без гражданства — тоже.
Железный занавес будет опускаться и подниматься по часам, а зависеть эти движения, похоже, будут от какого-нибудь специально созданного сайта или Госуслуг…
Получается, чтобы закрыть границы, достаточно будет вывесить табличку «САЙТ ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН»
Как отмечают праздник День Конституции РФ
Когда праздник был выходным государственного уровня, торжество проходил масштабно, улицы населенных пунктов украшали флагами, транспарантами, гербами. Ныне атрибутики меньше и увидеть ее можно на зданиях организаций, площадях.
В этот день проходят торжественные мероприятия государственного уровня, происходит награждение деятелей политики и права, вручение грамот, памятных подарков. Ассоциации юристов, адвокатов на научно-практических конференциях, семинарах обсуждают поправки к основному закону, различные проблемы и пути их разрешения.
Чтобы подрастающее поколение не оставалось в стороне, учебные учреждения, библиотеки проводят тематические уроки, классные часы, устраивают конкурсы плакатов, рисунков, фотовыставки. Так же в честь праздника организуют спортивные состязания, концерты в музыкальных школах, домах культуры.
СМИ обязательно рассказывают об истории праздничной даты, о важных событиях и новостях, связанных с торжеством, показывают документальные фильмы по теме.
Приоритет национального законодательства над международным правом
В ходе послания к Федеральному собранию прозвучало предложение о том, что требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не противоречат Конституции. По сути, предлагается установить приоритет национального законодательства над международным правом и международными договорами. Между тем, принцип приоритета норм международного права и международных договоров, подписанных Российской Федерацией, закреплен в основном законе страны.
Статья 15 Конституции гласит: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора». Данную норму можно изменить только путем приятия новой Конституции, разработка проекта которого находится в компетенции Конституционного Собрания. Действующим законодательством порядок формирования этого собрания не определен – соответствующий федеральный конституционный закон до настоящего времени не принят. Поэтому на данный момент переписать указанную статью невозможно.