Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП на встречной полосе: есть ли особое наказание?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Так как мы рассматриваем наказание, когда случилось ДТП, то нарушения, зафиксированные камерами я не рассматриваю. Сотрудники ГИБДД, а, возможно, и суд, будут решать, как поступить: лишить прав или наложить штраф.
Автотехническая экспертиза
Такую экспертизу могут назначить в рамках административного расследования, когда нужно установить обстоятельства происшествия. И вы вправе ходатайствовать перед инспектором о проведении автотехнической экспертизы.
Однако эксперты не определяют виновность в ДТП. У них совсем иные задачи – ответить на поставленные вопросы с учётом исследования места происшествия по фото, видео и другим документам.
И здесь мы имеем два важных вопроса:
- имел ли возможность водитель предотвратить столкновение, не выезжая на встречную полосу движения (то есть остановиться – как-то предписывает пункт 10.1 ПДД),
- были ли бы последствия столкновения с машиной тяжелее, чем последствия от выезда на встречку.
Тем не менее, даже с учётом заключения экспертов суд может всё равно клонить в сторону соблюдения п. 10.1 Правил. Поэтому отвертеться от ответственности в таких делах в 2023 году достаточно тяжело. Но шансы есть!
Ситуации, которые могут привести к аварии на встречной полосе
ДТП с выездом на встречную полосу может возникнуть в результате целого перечня ситуаций:
- Водитель не успел закончить маневр обгона, в результате чего произошло ДТП на встречной полосе.
- Выполнялся обгон поворачивающего автомобиля. Обычно происшествие возникает, если нужно выполнить поворот налево, но его по какой-либо причине издалека не видно. Чтобы не проскочить нужное место, водитель замедляется. При этом за ним движется второе транспортное средство, которое планирует обгон. Водитель первой машины может не посмотреть в зеркало заднего вида или полагает, что транспортное средство не успеет его догнать. При этом водитель движущегося позади автомобиля не знает планов впереди едущего. Он предпринимает попытку обгона. В результате возникает ДТП на встречной полосе.
- Сразу два транспортных средства предприняли попытку обогнать медленно движущийся автомобиль и столкнулись между собой. Подобное возможно, если первый водитель, движущийся непосредственно за тихоходной машиной, не смотрит в зеркало заднего вида. Он начинает обгон в тот момент, когда его самого уже обгоняет транспортное средство. В результате происходит столкновение машин на встречной полосе.
- Гражданин, пытаясь уйти от столкновения с автомобилем, движущимся по его полосе, оказался участником аварии, столкнувшись с машиной, которая ехала по встречке.
- Лицо не справилось с управлением, его вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение.
Что будет за выезд на встречку – штраф или лишение?
Так как мы рассматриваем наказание, когда случилось ДТП, то нарушения, зафиксированные камерами я не рассматриваю. Сотрудники ГИБДД, а, возможно, и суд, будут решать, как поступить: лишить прав или наложить штраф.
Если водитель раньше не «отличился» в серьёзных правонарушениях, а тем более, если то, что он оказался не на своей полосе не могло иметь тяжёлых последствий (например, когда на «запрещённой» части дороги ваше авто было только частично), скорее всего, будет применён штраф. Тем более, как я уже говорил, езда по участку дороги, по которому едут навстречу – не всегда выезд на него вопреки правилам, а, следовательно, можно рассчитывать на более мягкое наказание, чем по пункту 4 статьи 12.15.
Но если ранее за водителем были зафиксированы грубые нарушения правил движения, а тем более, если выезд осуществлён повторно, придётся остаться без прав.
Кто виноват в ДТП на встречной полосе?
Вина лица в ДТП на встречной полосе определяется в зависимости от сложившейся ситуации:
- Когда авария возникла из-за того, что водитель не успел закончить обгон, виновным признают лицо, начавшее выполнение маневра.
- Если ДТП возникло во время обгона поворачивающего автомобиля, признать виновным могут любого водителя по отдельности или сразу обоих из них. В действиях лица, управляющего поворачивающимся транспортным средством, может быть нарушение пункта 8.1 ПДД РФ. Он обязывает граждан перед поворотом, перестроением или остановкой подавать световые сигналы. Если они неисправны, указание движения производится рукой. Маневры не должны повлечь за собой возникновение опасности для других участников дорожного движения. Водителю транспортного средства, которое производило обгон, может быть вменено нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещён, если автомобиль, едущий впереди, производит объезд препятствия, подал сигнал поворота налево, объезжает медленно едущие транспортное средство. На практике ситуация сводится к выявлению лица, которое раньше подало сигнал поворота. Оно признается невиновным в ДТП на встречной полосе.
- Если обгон попытались выполнить сразу два автомобиля, в учёт также принимается, кто первый включил сигнал поворота. Если первым обгон начала третья машина, виновником признают водителя, который начал выполнять аналогичный маневр позднее. Возможна прямо противоположная ситуация.
- Если гражданин выехал на встречку, пытаясь избежать столкновения с вылетевшим на его полосу автомобилем, но врезался в другое транспортное средство, виновным признают нарушителя, чьи действия повлекли за собой необходимость избегать опасности. Однако могут вменить и лицу, которое выехало на встречную полосу. Дело в том, что в пункте 10.1 ПДД РФ говорится, что при возникновении опасной ситуации, которую водитель в состоянии обнаружить, важно принять меры по снижению скорости вплоть до остановки автомобиля. Это значит, что необходимо выполнить торможение, не меняя движения. Всё зависит от сопутствующих обстоятельств. Если человек затормозил, но его вынесло на встречку, вину могут снять.
- Если гражданин не справился с управлением, его признают виновным в случившемся. Вмененные нарушения зависят от конкретной ситуации повлекшей ДТП на встречной полосе.
ДТП на встречной полосе при обгоне
Ситуация возникает, если гражданин не успевает выполнить обгон и сталкивается с едущей навстречу машиной. Обычно к подобному приводит невнимательность и неспособность здраво оценивать ситуацию на дороге. Обычный гражданин надеется на авось и начинает движение на небольшом расстоянии от встречного автомобиля. В этой ситуации виновник аварии на встречной полосе очевиден. Им признают лицо, выполнявшее обгон. Ему вменяют нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещен в следующих ситуациях:
- лицо не сможет вернуться на свою полосу, не создавая опасности для других автомобилей;
- машина, едущая впереди, объезжает препятствие или обгоняет другое транспортное средство;
- впереди едущий автомобиль подал сигнал о повороте налево.
Выезд на встречную полосу
Выезд на встречку является запрещающим маневром. Допускается он лишь в некоторых случаях. Например, встречное движение может быть на узкой или трехополосной дороге с разметкой, не имеющей знаков, запрещающих выезд на встречную полосу. Но многие инспекторы ДПС пренебрегают теми обстоятельствами, которые позволяют водителю выезжать на встречку. Как итог – водителя ждет за выезд на встречку штраф или лишение прав на 4-6 месяцев. Выезд на встречные трамвайные пути также грозит лишением прав или наложением штрафа. Повторная встречка наказывается лишением прав уже на больший срок – 12 месяцев. Крайне важно детально изучить, имел ли право водитель делать такой маневр, те обстоятельства, которые имели место быть. Вполне возможно, что удастся доказать невиновность водителя.
Основными целями проведения СМЭ являются:
- Определение степени тяжести полученных травм, которые являются последствием дорожно-транспортного происшествия;
- Определение того, какую степень трудоспособности потерял пострадавший при ДТП. На основании этого могут сделать заключение о наказании виновному и сумме ущерба, которую потребуется возместить такому лицу;
- Для установления связи между травмами, которые были получены в результате ДТП и смертью человека, особенно если смерть наступила через некоторое время после аварии.
Также одной из видов СМЭ является повторная судмедэкспертиза, которая проводится в том случае, если одна из заинтересованных сторон не согласна с заключением предыдущих анализов и исследований или имеются основания для проведения еще одной.
Проводимые процедуры исследований могут быть представлены пятью типами СМЭ:
- Первичная — основной вид экспертизы, назначенный уполномоченными лицами и проводимый впервые по отношению к данному делу;
- Дополнительная — ее назначают в том случае, если после проведения первичного исследования имеются невыясненные моменты и есть основания полагать, что дополнительное исследование даст ответы на имеющиеся вопросы;
- Повторная — назначается в том случае, если результаты первичной вызывают сомнение или есть заинтересованные лица, которые претендуют на пересмотр результатов
Виды проводимой судмедэкспертизы
На сегодняшний день можно пройти экспертизу как в государственных учреждениях, так и в частных.
Первую можно сделать исключительно в Бюро судебно-медицинской экспертизы. В ней участвуют врачи-профессионалы. Вторая же — в негосударственных учреждениях. И там, и там работают судебные медики. Разницы в их профессионализме или квалификации нет, требования абсолютно одинаковые.
удмедэкспертиза после ДТП проводится только после того, как ее назначит суд или органы следствия. Но обратиться можно будет как к государственным, так и к частным медикам, чтобы они проведи экспертизу.
Государственная экспертиза имеет свой бонус — проводится она полностью бесплатно. Но минус ее в том, что она проводится чрезвычайно долго. По идее, проводиться она должна не так уж и долго, а на деле процесс затягивается на несколько месяцев. Возникает вопрос, если судмедэкспертиза по ДТП — можно ли ускорить ее проведение, чтобы побыстрее закончить все проблемы с судами?
Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной
Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.
Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.
Нарушение |
Статья КоАП РФ и наказание |
Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!) |
ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15) |
ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб |
Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 |
ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры |
Поворот налево или разворот через две сплошные |
ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной |
ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб |
Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии |
ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб |
Уголовная ответственность
Любое нарушение Правил дорожного движения, повлекшее за собой тяжкие последствия, является основанием для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.
Следует отметить, что статья 264 УК не содержит в себе упоминаний именно о выезде на встречную полосу. Дело в том, что данная статья предусматривает уголовную ответственность за любое нарушение ПДД, если в результате этого нарушения пострадали здоровье или жизнь других участников движения, в том числе и пешеходов. Так:
- ч.1 ст.264 УК предусматривает наказание за нарушение ПДД, если в результате был причинен тяжкий вред здоровью других участников движения. Санкция части 1 ст.264 УК предусматривает назначение наказания в виде либо лишения свободы до 3 лет, либо ограничение свободы до 2 лет, либо ареста до 6 месяцев. Дополнительное наказание в виде лишения водительских прав не является обязательным и применяется по усмотрению суда;
- ч.3 ст. 264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти другому участнику движения. Санкция этой части предусматривает наказание либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ с обязательным лишением водительских прав независимо от вида основного наказания;
- ч.5 ст.264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти двум и более участникам дорожного движения. Санкция этой части предусматривает наказание только в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав на срок до 5 лет.
Roadgid официальный сайт
Нужно отметить, что выезд на полосу встречного движения с целью обгона транспорта, движущегося впереди, является наиболее опасным маневром в арсенале автомобилистов. Пользуясь им, водители ставят под угрозу не только свое здоровье, но и здоровье тех людей, которые добросовестно «идут по надлежащей полосе. Поэтому самые отчаянные автолюбители рискуют вообще лишиться водительского удостоверения за злоупотребление обгоном в неположенных местах.
Лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев происходит, если камера зафиксировала выезд на встречную полосу одного и того же автомобиля второй раз за год (рецидив).
По результатам «нарушения у водителя на руках должна остаться копия протокола.
С этим документом, а также со всевозможными доказательствами, способными подтвердить факт отсутствия нарушения, водителю нужно отправляться в прокуратуру. Наказания за выезд на встречную полосу в 2022-м году не последует, если: Ситуация, когда сотрудники ДПС останавливают порядочного водителя и обвиняют его в пересечении сплошной, кажется абсурдной – автомобилист рискует лишиться прав на пустом месте.
ПДД о выезде на полосу встречного движения
Согласно ст. 11.1, 11.2, 11.4 ПДД, для того, чтобы выехать из своей линии на параллельную, по которой следует встречный автотранспорт, и не спровоцировать ДТП, необходимо убедиться в существовании некоторых обстоятельств, а именно: — полоса, предназначенная для выезда, свободна; — своими действиями водитель не совершает помех для движения другим транспортным средствам; — автомобиль, следующий сзади, не начал обгон; — автомобиль, следующий спереди, не собирается совершать аналогичный маневр. Правилами дорожного движения предусматривается ряд случаев, когда обгон и движение через встречную полосу категорически запрещено (ст. 11.4), поскольку слишком опасно и увеличивает риск совершения ДТП. К таким случаям относится маневрирование на перекрестках, ж/д переездах, мостах, пешеходных зонах.
Административные наказания за выезд на полосу встречного движения
КоАП РФ определяет две меры ответственности за описываемое правонарушение:
- Штраф
- Изъятие прав
Если автоводитель осуществил выезд при наличии сплошной линии либо запрещающего знака, наказанием будет штраф 5000 или изъятие автоводительского удостоверения на период 4 месяца-1 год. Аналогичное правонарушение, совершенное повторно, наказывается лишением на 12 месяцев. Если выезд зарегистрирован камерой, мерой пресечения будет являться уплата 5000. Автоводитель, выехавший на встречную полосу в запрещающем этом случае и пойманный сотрудниками ГИБДД, наказывается тем способом, который выберет:
- Блюститель порядка имеет право вручить постановление об административном нарушении и стребовать штраф на месте. Возможно это в том случае, когда за рулем находится владелец автомобиля и свою вину он не оспаривает.
- В случае, если транспортное средство управляется не его собственником, сотрудник госинспекции вправе составить протокол и принять решение о вынесении постановления.
- Самый неприятный вариант — оформление протокола о нарушении, и направление документов в судебную инстанцию. По новым правилам только в таком порядке лишают прав.
На встречке и с правами
Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.
При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.
Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.
А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.
«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».
Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.
Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.
Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».
В каком случае наказания не будет
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Далее автомобилисту необходимо попросить сотрудника ГИБДД предоставить ему видео- или фотофиксацию правонарушения, так как без доказательной базы возбудить административное дело ДПСник не имеет права. И только при наличии реальных оснований для составления протокола виновнику ничего не останется, кроме как сослаться на следующие возможные обстоятельства:
- Разметка на дороге была частично стерта или не отвечала установленному ГОСТу;
- Знак 3.20 размещен на неправильной высоте от асфальтированного покрытия, или его невозможно считать из-за веток, грязи или технического состояния самого указателя;
- Впереди идущее транспортное средство двигалось со скоростью, менее 30 км/час, а потому его обгон, согласно ПДД, не запрещался;
- Пересечение сплошной линии произошло не по вине водителя, а ввиду внезапного появления препятствия по ходу автомобиля.