- Банкротство

Независимая экспертиза после ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая экспертиза после ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.

Цель проведения экспертизы

Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.

Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.

Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:

1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).

Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.

Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.

Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:

  • репутацию компании;
  • стаж работы;
  • наличие страхования ответственности;
  • принцип оформления договора;
  • входит ли компания в СРО;
  • есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.

Вы можете попросить специалиста показать примеры его работ. В частности, решения, которые были приняты судом по подготовленным им отчетам.

Спросите его об опыте работы, образовании. Помните, что услуга дорогая и доверять такую работу надо лишь высококвалифицированному опытному специалисту.

Обращение к услугам независимой экспертной организации поможет пострадавшему водителю восстановить справедливость и получить адекватную компенсацию за причиненный ему ущерб.

Читайте также:  До какого этажа газифицируют дома:нормы и правила газификации многоэтажек

Положительные стороны такой процедуры очевидны. Эксперт объективно оценивает размер убытка, опираясь на закон и действующие нормативы, его отчет не зависит от интересов и требований страховщика.

Среди негативных моментов стоит отметить дополнительные затраты, которые после проигрыша в суде пострадавшему автомобилисту возмещены не будут.

Также может возникнуть необходимость обратиться в суд, если страховщик или причинившее ущерб лицо не будут согласны с выводами независимого эксперта.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2023 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.

Когда нужна независимая экспертиза и оценка автомобиля после ДТП

Любая экспертиза проводится в случаях, когда нужны специальные познания в науке, технике, других сферах деятельности. Соответственно, автоэкспертиза связана с экспертными познаниями в конструкции транспортного средства и его отдельных агрегатах, методиках определения повреждений и расчета ущерба. Выделю самые распространенные ситуации, когда можно и нужно обращаться в экспертную организацию:

  • для урегулирования споров при получении страховки ОСАГО – при занижении размера повреждений и суммы компенсации, при отказе выплатить утрату товарной стоимости, для оспаривания своей вины в аварии;
  • при доказывании суммы ущерба по КАСКО, особенно при спорах о полной гибели автомобиля;
  • для предъявления претензий и исков о некачественном ремонте;
  • для выявления причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившим ущербом, травмами и гибелью людей;
  • для устранения проблем при регистрации и учете транспорта, подтверждении подлинности VIN, технической документации.
Читайте также:  Какой штраф за непредоставление 2-НДФЛ в 2021 году

О специальных случаях, когда возникает необходимость в проведении независимой автоэкспертизы, расскажу ниже. Отмечу, что одним из направлений экспертной деятельности является оценка. Поэтому при обращении к оценщику за отчетом о рыночной стоимости автомобиля или расчетом на ремонт вы также имеете дело с экспертизой.

Ключевое значение для урегулирования споров имеет не только экспертиза автомобилей. Предметом экспертных исследований могут быть иные объекты, причастные к ДТП с участие транспортных средств. Например, множество аварий возникает по вине дорожных служб, из-за ям на дорогах, упавших дорожных знаков, по иным аналогичным причинам. В отношении таких объектов также можно провести экспертизу, чтобы объективно установить причинно-следственную связь с наступившим ущербом.

Как проводится независимая оценка повреждений авто

После дорожно-транспортного происшествия пострадавший участник обращается в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба. Страховщик изучает полученные документы и назначает дату, время и место проведения оценки автомобиля. Если полученные результаты собственника машины не устраивают, он имеет право обратиться к специалистам «со стороны». Это может быть экспертная организация или техник-оценщик, работающий самостоятельно (ИП).

При выборе специалиста следует проверить наличие у него соответствующего высшего образования и лицензии. Эксперт должен регулярно проходить аттестацию, быть участником СРО. Минюст РФ ведет реестр лиц, занимающихся данным видом деятельности, поэтому надо проверить, внесены ли в него данные выбранного специалиста. Только после этого можно заключать официальный договор и оплачивать услуги.

Далее стороны согласовывают место, дату и время проведения процедуры. Об этом нужно обязательно уведомить виновника столкновения и страховщика. Делается это при помощи телеграмм. Их отправляют за 3 дня до назначенной даты, если получатель находится в том же регионе или за 5 суток, если в другом.

В назначенный день в присутствии заказчика и приглашенных сторон (их явка не обязательна) проводятся исследования. Эксперт осматривает автомобиль, проводит фотосъемку транспортного средства, видимых дефектов, номера кузова, VIN-кода, спидометра. Далее оформляются акт, фототаблица и другие документы.

На следующем этапе оценщик занимается выявлением скрытых повреждений. Процедура обычно проводится в специализированном автосервисе, поэтому у него есть возможность использовать любые вспомогательные средства – оборудование, программное обеспечение.

После выявления и фиксации видимых и невидимых дефектов делаются расчеты. Для оценки причиненного ущерба и дачи ответов на поставленные вопросы техник-оценщик использует методики, о которых мы говорили выше.

Завершив работу, специалист составляет акт осмотра. Документ должен подписать заказчик и присутствующие лица.

Далее делается расчет стоимости устранения полученных дефектов и формируется отчет. Заказчик и исполнитель подписывают акт приема-передачи заключения.

Что влияет на стоимость?

Цена услуг эксперта-оценщика будет от масштаба повреждений – чем их больше, тем выше стоимость работ. Специалисту понадобится сделать фото транспортного средства с четырёх ракурсов, провести замеры, расчёты, предоставить опись повреждений. Цена зависит и от вида исследования, а также того, будет ли применяться специальное оборудование или специалист только предоставит список повреждений.

Это интересно: 7 способов промывки системы охлаждения двигателя своими руками

За срочность понадобится доплатить минимум 10 %, иногда и до 15 % от общей суммы заказа оценки ущерба.

Читайте также:  В 2023 году региональная социальная доплата к пенсии будет до 14858 рублей

Расчёт ремонтных работ проводится по формуле: 1 + 2 + 3 + 4 + 5, где 1 – ремонт и покраска автомобиля, 2 – цена деталей, 3 – стоимость материалов для покраски авто, 4 – износ транспортного средства, 5 – коэффициент утраты товарного вида.

Этапы независимой экспертизы

Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:

  • выбор независимой организации;
  • заключение с ней договора;
  • оплата работы независимого эксперта;
  • согласование даты и времени проведения исследования ТС;
  • оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
  • прибытие на экспертизу;
  • эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
  • эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
  • клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
  • сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.

Самостоятельная организация независимой экспертизы

Если вы не согласны с размером рассчитанной страховщиком выплаты, вы имеете право самостоятельно инициировать независимую экспертизу автомобиля и привлечь для ее проведения эксперта по своему выбору. В случае если вы планируете обратиться в суд с иском к страховой компании или виновнику ДТП, то этот шаг является обязательным.

Обратите внимание, что независимую оценку авто оплачивает ее заказчик. Однако эти расходы подлежат возмещению — они включатся в общую сумму страховой выплаты или возмещаются ответчиком по решению суда.

Чтобы отчет об оценке имел юридическую силу, должна быть соблюдена предусмотренная законом процедура. Поэтому автовладельцам важно иметь представление о том, как проводится независимая экспертиза автомобиля.

Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы. Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

Что делать, если не согласен с суммой ущерба

Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.

После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *