Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лес для строительства жилья бесплатно в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление по установленной форме подается в городское или сельское лесничество. Указываются стандартные данные, а также название и регистрационный номер лесничества, в котором вы хотели бы получить делянку.
Экспортоориентированность — зло
В этом нет ничего удивительного: принятые «недружественными» странами ограничения против российского бизнеса стали для ЛПК настоящим «массированным ударом», о чём в рамках Петербургского лесопромышленного форума — 2022 рассказал Андрей Заутер, управляющий партнёр и совладелец Zetta Consulting.
«У нас был пятый санкционный пакет, который, по сути, запретил импорт всех технологий и оборудования и экспорт всей продукции кода 44 ТН ВЭД. А сейчас у нас появился восьмой пакет. Если до этого все подотрасли ЛПК испытывали проблемы, и только целлюлозники чувствовали себя более-менее хорошо, то в восьмом пакете санкции коснулись целлюлозников и производителей упаковки. По сути дела, мы наблюдаем очень массированный удар», — пояснил эксперт.
Свою роль сыграло и то, что отечественный леспром, полагаясь на добросовестность зарубежных партнёров и, конечно же, взаимовыгодное сотрудничество, по большей части свою продукцию отправлял на экспорт. Андрей Заутер также подчеркнул в своём докладе этот аспект, отметив, что российский ЛПК всегда был экспортно ориентированной отраслью. Да, это приносило прибыль и позволяло бизнесу активно развивать свои предприятия.
Основания для осуществления лесопользования
Лесопользование допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 42 Лесного кодекса). Данные документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанные в документах виды лесопользования в установленном объеме (размере) и только на конкретном участке лесного фонда и выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. При этом лесорубочный билет на заготовку живицы выдается на весь срок подсочки деревьев.
Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета, выдаваемого лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующих договорах, являются:
- для краткосрочного пользования участком лесного фонда протокол о результатах лесного аукциона;
- для долгосрочного пользования участком лесного фонда договор аренды участка, договор безвозмездного пользования, договор концессии.
Заполнение декларации
Форма, порядок заполнения и порядок подачи лесной декларации установлен Приказом № 17 Минприроды РФ 16.01.2015 года с изменениями и дополнениями от 08.08.2020 года и Приложениями 1, 2 и 3 к нему.
В рамках данной статьи наши пользователи могут скачать форму декларации и ознакомиться с образцом ее заполнения. В процессе заполнения в форму потребуется внести следующие сведения:
- данные лесопользователя (ФИО, паспортные и контактные данные или наименование и основные реквизиты);
- сведения о праве на лесной участок (указываются сведения о договоре купли-продажи, аренды и т.д.)
- сведения о проведенной экспертизе по проекту лесопользования;
- дата выдачи разрешения на лесопользование;
- сведения о лесных насаждениях, которые планируются к вырубке в ближайший год.
В приложении № 1 к форме декларации указываются:
- планируемый вид деятельности;
- лесные ресурсы, которые планируется использовать;
- способ вырубки, виды вырубаемого леса (хвойный, березовый и т.д.);
- количество кубов древесины, планируемой к вырубке, или количество тонн до десятых планируемой к добыче живицы;
- площадь участка, на котором планируется вырубка.
В приложении № 2 к форме декларации указываются:
- планируемое применение недревесных лесных ресурсов (ягоды, грибы, целебные травы, дичь и т.д.);
- конкретный вид сырья.
В приложение № 3 к форме декларации включается общий план лесного участка. На общем плане потребуется отразить расположение участка, на котором планируются работы.
Приложение №4 включает в себя сведения об участке с дифференциацией по лесосекам.
Общие положения лесных отношений
В гл. 1 приведены основные принципы лесных отношений, даны некоторые понятия, связанные с лесопользованием, определены права собственности на лесные участки и права пользования ими.
Так, ст. 1 установлены основные принципы лесного законодательства, к числу которых, в частности, относятся:
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;
- платность использования лесов.
Установлено, что лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Исходя из этого лесные отношения могут регулироваться:
- указами Президента РФ, которые не должны противоречить Лесному кодексу, другим федеральным законам;
- нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, издаваемых в пределах своих полномочий;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемых в пределах своих полномочий;
- муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, издаваемыми в пределах их полномочий.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ст. 4).
Говоря о понятийном аппарате, следует отметить, что в новом Лесном кодексе, как и в прежнем, отсутствует специальная статья, устанавливающая основные термины и определения. Это в определенной степени затруднит его дальнейшее правоприменение. Что касается отдельных понятий, приводимых в разных статьях, то дальше приводится сравнение некоторых из них, установленных новым и прежним кодексами.
Использование лесов. Порядок его ограничения и приостановления
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (ст. 24 Лесного кодекса).
Отметим, что Лесным кодексом не определены конкретные случаи ограничения и приостановления использования лесов. Так, в ст. ст. 27 и 28 делается отсылка к другим федеральным законам. Кроме того, в ст. 28 уточнено, что в некоторых случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.
В ст. 25 приведены 16 видов использования лесов. Здесь же уточнено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. В прежнем Кодексе имелась похожая ст. 80 «Виды лесопользования», которая включала в себя семь видов лесопользования. Практически все содержатся в упомянутой ст. 25 Лесного кодекса.
Особенности некоторых видов использования лесов регулируются отдельными статьями Лесного кодекса. Так, ст. ст. 29 — 35 устанавливается порядок заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, а также сбора лекарственных растений. Статьями 36 — 38, 40, 41, 43 — 44 определяется порядок использования лесов: для ведения охотничьего хозяйства, любительской и спортивной охоты; ведения сельского хозяйства; научно-исследовательской и образовательной деятельности; рекреационной деятельности; выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; религиозной деятельности.
Кроме того, ст. 48 определено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционного образа жизни.
Отнесение лесов и их участков к защитным и особо защитным
С учетом особенностей правового режима защитных лесов в ст. 102 Лесного кодекса определены следующие их категории:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
- леса, расположенные в водоохранных зонах;
- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
К особо защитным участкам лесов, в частности, относятся:
- берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
- заповедные лесные участки;
- места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается любая деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями.
В зависимости от категорий лесов и их участков установлены ограничения на проведение различных видов лесопользования и других мероприятий. В основном эти ограничения заключаются в запрете:
- на проведение различных видов рубок лесных насаждений (или их резкое ограничение);
- использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
- ведение охотничьего хозяйства и сельского хозяйства;
- разработку месторождений полезных ископаемых;
- размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
Когда и кому можно передавать ЗЛФ
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
Единственная возможность получить такие земельные участки в собственность – изменить их целевое назначение и, соответственно, перевести их в другую категорию.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Сколько стоит льготная древесина
Цены на лесоматериалы выставляют субъекты РФ.
Цена 1 м3 складывается из оценки: количества лесных массивов в регионе, климатических условий, нормы строительства и длины отопительного сезона.
В Мурманской области 1 м³ по льготной цене обходится в 14 руб, а в Тюменской — 220 руб. В среднем цена 1 м³ по России на 2019 год составляет 70 руб.
Каждый субъект устанавливает норму леса, но на одного человека выдается примерно:
- на строительство жилого дома (раз в 25 лет) — 150 м³;
- на строительство жилого дома на садовом участке (раз в 25 лет) — 30 м³;
- на строительство надворных помещений (раз в 25 лет) — 20 м³;
- на отопление (раз в год) — 15 м³;
- для ремонта (раз в 5 лет) — 50 м³.
Лес выдают не готовым пиломатериалом, а делянкой.
Получатель вырубает и вывозит бревна сам или оплачивает услуги лесозаготовочной компании. Чтобы вывезти древесину, нужно получить разрешение главы сельского хозяйства. Глава выдает разрешение, когда делянку приведут в порядок. Нужно выкорчевать пни, вывезти отпиленные верхушки и ветки, вырубить кустарник, оставшийся на делянке и взборонить землю.
Как оформить право на бесплатный или льготный сруб
Чтобы оформить льготную или бесплатную древесину, необходимо предоставить в лесничество пакет документов. Законодательно он не зафиксирован, так что в разных регионах может отличаться.
Стандартный пакет документов:
- заявление, в котором необходимо указать ФИО, паспортные данные, назначение древесины: деловая — применяется для строительства и ремонта, или дровяная — применяется для отопления;
- копия паспорта;
- справка о составе семьи;
- копии документов о владении земельным участком и разрешение на строительство дома (при строительстве);
- копия заключения органа местного самоуправления о необходимости ремонта дома или хоз. построек (для ремонта);
- копия документа, подтверждающего печное отопление;
- справка из органов местного самоуправления о том, что лес не был выдан. Если это повторное обращение, должна быть указана дата предыдущей выдачи.
Одно из основных условий для получения леса на строительство — залитый фундамент под будущий дом.
Каждое прошение рассматривает специально собранная комиссия, которая состоит из представителей местной администрации, сотрудников природоохранной организации и архитектурного комитета. После этого она дает разрешение на выработку обозначенного объема древесины.
Когда заявка одобрена, с заявителем подписывают договор купли-продажи. Во время запланированных проверок к семье, выписавшей лес, могут прийти сотрудники правоохранительных органов или прокуратуры, чтобы убедиться, что древесиной пользуются по назначению.
Регионы России, богатые лесными ресурсами
К регионам, наиболее богатыми лесными ресурсами можно отнести Иркутскую область, Красноярский край, центральную часть Хабаровского края, Костромскую и Новгородскую области.
К северу и югу страны от центральной части наблюдается значительное снижение лесных ресурсов. Помимо этого, наиболее развитая центральная часть России из-за хозяйственного вмешательства человека значительно сократила свои лесные ресурсы.
К наиболее лесодефицитным регионам страны относятся степная зона и тундра. Наименьший лесной потенциал по России имеет Калмыкия. На юге России локальный очаг лесных ресурсов находится в горных лесах Кавказа.
Его необходимо разрабатывать лицам, в процессе деятельности которых проводится освоение лесов на правах бессрочного пользования, либо договора аренды лесного участка. Что касается срока действия проекта — документ разрабатывается не более, чем на 10 лет (на все виды использования лесов).
Исключение следующие виды использования лесов (ст. 43-45 Лесного кодекса):
- в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
- для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Как можно использовать земли под лесами
Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.
В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:
- заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
- сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
- заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
- сбор лекарственных растений;
- деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
- сельскохозяйственные работы;
- осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
- рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
- организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
- искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
- исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
- сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
- создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
- осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
- проведение мероприятий религиозного характера.
Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.
Комментарий к статье 94 ЛК РФ
1. Одним из основных принципов лесного законодательства, закрепленных в ст. 1 ЛК РФ, является принцип платности использования лесов.
Плата за использование лесов является одной из разновидностей платы за использование природных ресурсов, закрепленных в ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, одним из которых является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Кроме того, ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет довольно разнообразные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, в числе которых:
— установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
— проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
— возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
В целом, принцип платности природопользования (введение платы за использование природных ресурсов) и возмещение вреда окружающей среде (введение платы за причинение вреда окружающей среде) направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки. Российским законодательством предусматриваются различные виды платности, зависящие, в первую очередь, от вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. В отношении недропользования предусматриваются следующие формы платы: плата за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли — земельный налог и арендная плата.
Таким образом, введение принципа платности использования лесов, предусмотренного ст. 1 ЛК РФ и воспроизведенного комментируемой статьей, полностью созвучно общему принципу платности природопользования, предусмотренному федеральным законодательством.
2. Достаточно интересным представляется анализ правовой природы платежей за использование леса, в связи с тем, что с введением комментируемого ЛК РФ (с 1 января 2007 года) система лесных платежей полностью изменилась.
Необходимо иметь ввиду, что лесной фонд относится к категории возобновляемых природных ресурсов, поэтому его эффективное использование может, не нанося ущерба окружающей среде, обеспечить существенно высокий уровень доходов при установлении адекватных платежей, позволяющих обеспечить реализацию данной цели. При этом необходимо отметить, что важной особенностью лесного фонда как возобновляемого ресурса является большая продолжительность периода, необходимого для его воспроизводства: воспроизводство полноценного леса требует несколько десятков лет, кроме того, необходимы существенные вложения финансовых ресурсов, а также специализированные подразделения, располагающие соответствующей материально-производственной базой и профессиональными кадрами.
Государственное регулирование, проводимое путем формирования и совершенствования законодательной системы, должно обеспечивать в рассматриваемой области принятие превентивных мер для обеспечения доходности и сбалансированного воспроизводства лесных ресурсов. Таким образом, очевидно, что реализация этих целей требует построения адекватной системы платежей за пользование лесными ресурсами.
До введения в действие нового ЛК РФ, к платежам за пользование лесным фондом относились лесные подати и арендная плата (ст. 103 ЛК РФ 1997 года). Платежи за пользование лесным фондом взимались в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда и арендной платы — при долгосрочном. Ставки лесных податей устанавливались за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определялась на основе ставок лесных податей, по сути, ставки лесных податей и выполняли функцию налоговой ставки. В действующей на тот момент системе платежей, в том числе налоговых платежей, указанные платежи формально не относились к налоговым платежам, так как в НК РФ лесные подати не упоминались в системе налогов и сборов. Кроме того, ставки лесных податей устанавливались Правительством РФ, хотя, если говорить о налогах, то все налоговые платежи должны быть определены законом. Кроме того, лесные подати и арендные платежи при долгосрочной аренде нельзя отнести к налоговым платежам также в связи с тем, размер арендной платы определялся также по договору, что недопустимо для налога или сбора.
В действующем ЛК РФ не предусмотрены понятия лесных податей, сборов и других платежей. Согласно новому ЛК РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды лесного участка заключается в различных случаях на срок от года либо 10 лет до 49 лет. К договору аренды применяются соответствующие положения ГК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Сказанное, естественно, исключает налоговый характер платежей за использование лесных ресурсов.
Это подтверждается и требованиями БК РФ. В соответствии со ст. 51 БК РФ лесные платежи выступают как неналоговые доходы федерального бюджета и формируются за счет платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 57 БК РФ плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов РФ, относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ.