- Гражданское право

Мотоциклист между рядами: что он на самом деле нарушает

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мотоциклист между рядами: что он на самом деле нарушает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мотоциклу не запрещено перестраиваться в одну полосу с авто по своду Правил дорожного движения. Запрет на такой маневр отсутствует, даже если имеется разметка (сплошная/прерывистая). Тогда движение участников происходит в два ряда. Это не вступает в противоречие с правилами. В них нет предписания, что по полосе необходимо двигаться по одному (касается также и движения двух машин). К вопросу о том, может ли мотоцикл ехать между рядами, делаем вывод, что байкеру не позволено передвигаться в междурядье не в каждом случае. Это актуально только для вариантов езды по самой линии разметки. Если дорога без разметки, то двухколесное средство передвижения вправе сформировать новый ряд, учитывая габариты ТС. Также не запрещено ему двигаться вместе с авто между линиями разметки в границах одной полосы. Схему движения смотрите на рисунке.

Запрет/разрешение передвигаться между рядами для байкеров в 2022 – новый законопроект

В последние годы ведутся активные разработки закона об ужесточении ответственности владельцев мотоциклов. Это касается случаев несоблюдения боковых дистанций и лавирования между рядов. Последний законопроект предполагает введение штрафа для байкеров за движение в междурядье в размере до 5 тысяч рублей. Наказанием также может стать лишение прав на срок 3-6 месяцев. Пока еще идут обсуждения возможных изменений в ПДД.

Предположения о запрете передвижения двухколесных ТС между полос являются абсурдными. Во многих источниках уже появилась неверная информация о том, что мотоциклистам уже запретили ездить между рядов. На самом деле им нельзя двигаться по разметке. Ужесточения правила только обсуждаются в Госдуме. Занимая один ряд с автомобилем, байкер может в той же полосе сформировать второй ряд, соблюдая ПДД.

Езда в междурядье разрешена во многих странах Евросоюза, а в некоторых её даже сдают на экзаменах на водительские права категории А. Однако, во французских ПДД езда между рядами никогда не была однозначно допустимой, просто тамошние дорожные полицейские не обращали на езду в междурядье внимания, а водители автомобилей мирились с ней.

Чуть более 5 лет назад французские бюрократы из Межведомственного комитета по безопасности дорожного движения (CISR) решили воспользоваться опытом зарубежных коллег, изучить езду в междурядье и определить правила безопасного передвижения между полосами, чтобы внести их в ПДД и легализовать таким образом междурядье окончательно.

Действовали они на основании опыта Бельгии, соседней страны с очень похожими ПДД: там междурядье легально с 2012 года. Бельгийский опыт показал, что езда между рядами ненамного опаснее езды в полосе, и легализация не повысила аварийную статистику. Более того, Бельгия поощряет езду в междурядье, поскольку она разгружает полосы, позволяя не только мотоциклистам, но и автомобилистам добираться быстрее.

Для проведения масштабного социального эксперимента езда в междурядье была разрешена в течение пятилетнего исследования в 11 департаментах Франции (всего страна состоит из 96 департаментов). Официально CISR обрисовали рамки езды в междурядье так:

  • Допускается на автомагистралях и подобных дорогах с разделительной полосой и двумя или более полосами в каждом направлении, с максимальной скоростью от 70 до 130км/ч
  • Допускается только между полосами 1 и 2 (т.е. на дорогах с тремя полосами в каждую сторону ездить можно только в левом междурядье)
  • Максимальная скорость езды в междурядье — 50км/ч, т.е. при движении потока с большей скоростью выезд в междурядье запрещён
  • В междурядье разрешено выезжать мотоциклам и трициклам с шириной колеи не более метра (т.е. на Piaggio MP3 так ездить можно, а на Can-Am Spyder или Урале с коляской — нет)

Пешеход, ведущий мотоцикл

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.

Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:

Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.

Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.

Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Перевозка пассажиров на мотоцикле

22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.

Читайте также:  Какие льготы положены военнослужащим и их семьям в 2023 году?

Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.

Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

Мотоциклистам не разрешат ездить в «междурядье»

Права категории А дают возможность ездить без ограничений на мотоциклах любой мощности. Это могут быть как средние 400-1000 куб.см, так и спортивные мотоциклы с двигателями более 1000 кубов.

При получении водительского удостоверения категории А водитель автоматически получает категории М и А1, т.е. он может управлять абсолютно любыми мотосредствами на дороге.

Возраст для получения водительского удостоверения категории А – строго с 18 лет. Это касается и обучения в автошколе, и допуска к экзамен в ГАИ и к езде по дороге. Т.е. если мопедами и легкими мотоциклами можно пользоваться с 16 лет, то здесь – строго после наступления совершеннолетия.

Для удобства мы собрали все данные в таблицу:

Учиться на права Сдавать экзамен в ГИБДД Управлять
Категория М мопеды и скутеры с 16 лет с 16 лет с 16 лет
Категория А1 «легкие» мотоциклы (до 125 куб.см) с 16 лет с 16 лет с 16 лет
Категория А все мотоциклы
(в т.ч. с коляской)
с 18 лет с 18 лет с 18 лет

Для мотоциклов с коляской нужна категория А. По большому счету, управление остается таким же, что и без коляски, а вот габариты значительно меняются. Из-за увеличенной ширины транспортного средства требуются дополнительные навыки вождения.

Движение на мотоцикле в плотном потоке

Депутат Маргарита Свергунова обратилась к начальнику ГИБДД Виктору Нилову с предложением ввести запрет на езду между двумя автомобилями, находящимися в двух соседних выделенных полосах движения. За нарушение этого требования депутат предложила ввести штраф в размере 5000 рублей.

Да и не безопасно это. Разметка сама по себе довольно скользкая штука. На двух колесах по ней не очень-то покатаешься.

При езде в междурядье, что очевидно, по левую и правую руку от вас едут автомобили. И случается так, что в одном из рядов между машинами образуется большой разрыв. Это одно из самых опасных мест на дороге. Проблема, опять же заключается в резком перестроении автомобиля из одной полосы в другую.

Ты ездишь в одной полосе параллельно с автомобилями не меняя ряда… И разметку пересекаешь только для перестроения? Ни впереди, не сзади, а параллельно? Вот теперь я точно хочу на это посмотреть.

Полный фарш электроники на мотоцикле БМВ и я уже не очкую в дождь по пластику ездить! Скользит — пофигу!

Стоит отметить, что ежегодно правила дорожного движения изменяются. Как следствие – необходимо будет обязательно ознакомиться со всеми правками.

Увы, незначительное столкновение может закончиться для байкера увечьями или трагично. Ведь такой транспорт легко теряет устойчивость, даже когда кажется, что ситуация совершенно безобидная.

Сможете описать перевозку ребёнка (до 12 лет) в боковом прицепе мотоцикла (люльке, коляске)? Заранее спасибо!

Правила и определения для решения вопроса возможности движения между рядов.

Процитируем пункты ПДД для решения данного вопроса и акцентируем внимание на выделенных фрагментах.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Ширина полосы движения не может быть меньше ширины автомобиля.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. …

Если на проезжей части имеется разметка, определяющая границы полос движения и (или) знаки 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, то количество полос определено. Причем, одинарная сплошная осевая линия 1.1 определяет по одной полосе движения в каждом направлении, двойная сплошная 1.3 — две и более. Этот пункт не определяет ширину полос.

В соответствии с изменениями ПДД с 12 июля 2017 года дорожная разметка 1.3 (двойная сплошная линия) может применяться в том числе и на двухполосных дорогах с шириной полосы более 3.75 метров.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Обращаем внимание на строгое расположение в полосе.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Для движения между рядами из этого пункта требуется соблюдать боковой интервал. Не самая удачная формулировка и крайне субъективная.

Исходя из условия в п.9.7 ПДД движение между рядов возможно в двух случаях, когда полосы движения размечены и когда разметки нет.

Как осуществляется буксировка

Осуществляется выполнение процедур с транспортным средством необходимо осуществлять в соответствии с пунктами, отраженными в ПДД.

Существует ряд ситуаций, когда осуществлять процесс буксировки просто не допускается:

  • при наличии гололеда – так как управлять неисправной техникой сложно, сохранять устойчивость порой просто невозможно;
  • при неисправной системе тормозов или же если не работает рулевое управление – в таком случае прямо запрещено ПДД осуществлять буксировку ТС;
  • на гибкой сцепке и без коляски не допускается осуществлять буксировку – так как устойчивость на дороге таковая техника не обладает;
  • запрещено за 1 раз осуществлять буксировку сразу двух и большего количества ТС.
Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Во всех остальных случаях буксировка допускается. Но важно отметить, что требуется обязательно соблюдать целый ряд специальных правил.

К таковым основным относится в первую очередь:

  • длина троса должна составлять не менее 4 метров, но не больше чем 5 метров – если он будет меньше, то велика вероятность врезаться в заднюю часть кузова, при больше же длине едущая позади машина существенно отклонится в движении по своей траектории;
  • на фале обязательно должны быть размещены специальные флажки, щитки – с размещенными на них светоотражающими полосками либо с иными обозначающими габариты устройствами.

Отдельно стоит отметить, что буксировка техники категории А – процесс достаточно непростой и привлекает внимание ГИБДД.

Потому не стоит допускать каких-либо нарушений, так как это может стать причиной серьезных неприятностей. Вплоть до наложения запрета на перемещение таким образом.

Основные нюансы:

  • за рулем средства, буксировка которого осуществляется, обязательно располагается водитель;
  • расстояние между ТС должно быть в диапазоне от 4 до 6 метров;
  • обязательно необходимо разместить на тросу специальные светоотражающие знаки;
  • перевозить пассажиров на буксирующем транспорте строго запрещено.

При отсутствии специального троса допускается использовать парашютные стропы или прочный шнур. В таком случае завязать трос необходимо специальным узлом.

Серьезный штраф ждет мотоциклистов за езду в пробках

Например, согласно п. 24.7 ПДД водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Движение водителей мопедов по обочине допускается, если это не создает помех пешеходам.

Максимально разрешенная скорость движения для водителей мопедов Правилами не установлена, так как к категории мопедов относятся транспортные средства, которые, помимо всего прочего, технически не в состоянии двигаться со скоростью, превышающей 59 км/ч.

На основании пункта 24.8 Правил водителям мопедов запрещается управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты транспортного средства, или груз, мешающий управлению, перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении, двигаться по дороге без застегнутого мотошлема, пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Также пунктом 24.9 ПДД буксировка мопедов, а также буксировка с помощью мопедов запрещена, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом.

В соответствии с пунктом 24.10 Правил при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов для водителей других транспортных средств.

За помощь в подготовке материала благодарим тюменского юриста Романа Дягилева 8

Водители, которые управляют велосипедом и мопедом редко или не управляют указанными транспортными средствами вообще, обычно не могут понять, в чем суть рассматриваемой сегодня ситуации.

Действительно, на первый взгляд кажется, что велосипеды и мопеды могут спокойно ехать по самому краю проезжей части и удаляться от него нет никакой необходимости. Именно так и происходит на участках дорог без других транспортных средств:

Однако на практике дело обстоит по-иному. У правого края проезжей части могут быть припаркованы автомобили (без нарушения правил). Также у правого края располагаются остановки маршрутных транспортных средств:

Еще одна ситуация, которая вызывает больше всего вопросов у водителей велосипедов и мопедов. Речь идет об установке знаков “Направления движения по полосам” перед перекрестком. При этом из правой полосы движение разрешается только направо:

Может ли водитель велосипеда или мопеда перестроиться на вторую полосу движения, чтобы продолжить движение прямо?

Обязателен ли шлем на мотоцикле?

Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан: … 2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

Штрафы за нарушение правил

За каждое нарушение норм закона всегда следует ответственность, чью меру предусматривает административно-правовое законодательство.

Касательно нарушений перемещений на мотоцикле, а также перевозки пассажиров, существуют следующие виды наказаний:

  1. На основании , когда мотоцикл используется с нарушениями механических или экологических нормативов, полагается штраф до 300 руб
    . Но самая последняя мера наказания – это арест мототранспорта и снятие его регистрационных номеров.
  2. Перевозка пассажиров без шлемов, равно как и езда самого водителя без шлема, штрафуется 1000 рублями
    ().
  3. За провоз ребенка без водительских прав полагается санкция – 2500 руб.
    или запрет на право вождение мотоциклом ().
  4. Если водитель управлял мотоциклом в то время, как он не имеет на это права, его могут оштрафовать на 5000 руб.
    , арестовать на 15 суток водителя и отправить на штрафстоянку мотоцикл ().
  5. При перевозке детей без систем и механизмов, обеспечивающих безопасность, существует штраф – 500-700 руб.
    (), без ремней безопасности –
    1000 руб.

Маленьких детей впереди не перевозят без дополнительных приспособлений безопасности. Это будет расцениваться нарушением.

Конечно же, начинаем с «междурядья». У многих автомобилистов движение мотоцикла между рядами вызывает неприятие и даже агрессию, но многократно доказано, что во многих случаях езда между рядами автомобилей не только более комфортна для мотоциклиста, но и более безопасна. Мы не будем сейчас подробно разбираться в этой теме, она достойна отдельной статьи. Приведу лишь пару примеров: во-первых, в междурядье мотоциклист гораздо более заметен для прочих участников движения, так как его не заслоняют сами автомобили, во-вторых, мотоциклист может просматривать полотно дороги на гораздо большее расстояние, чем если бы он ехал за машиной, ведь она перекрывает ему весь обзор. Опасность заключается в том, что какие-то препятствия и предметы, которые могут находиться на дороге (открытый люк, кирпич выпавший из грузовика, труп животного) автомобилист пропустит между колесами, и здесь-то их и «поймает» идущий вслед мотоцикл. Результат – падение, травмы и поломки техники. Кстати, внутри самого МВД нет четкого ответа на вопрос «законно ли передвижение мотоциклистов между рядов». На многочисленные запросы о разъяснении органы ГИБДД дают диаметрально противоположные ответы. Не так давно мне попадался на глаза ответ ГИБДД, в котором такая езда определялась, как нарушение ПДД, однако есть и обратные комментарии. Словом, иногда ездить по междурядью не то чтобы вредно, но даже полезно. Главное правило – соблюдать оптимальный скоростной режим, но об этом мы поговорим чуть позже. Стоит упомянуть и еще один нюанс: если вы все же решили ехать между рядов, займите самое левое междурядье – между самым левым и вторым слева рядами. Именно там обычно двигаются мотоциклисты. Именно там чаще всего водители авто ждут появления мотоцикла. И именно вправо будет смещаться второй ряд, пропуская едущий моцик. Боковое столкновение правым боком будет сюрпризом и для водителя, который решил пропустить мотоцикл слева, и для непутевого мотоциклиста, который решил поехать по второму междурядью.

Читайте также:  Когда за опозданием следует увольнение и как проводится процедура?

Как должен вести себя хороший пассажир на байке?

  • Очень важный пункт — психология. У пассажира должно быть полное доверие к водителю, умение чувствовать язык тела и действовать в унисон. Если у вас нет доверия и положительных эмоций, лучше вообще не садиться на байк.
  • Как пассажир, вы должны запомнить одно из основных правил: все действия с байком делаются по команде водителя. Он — главный. Водитель говорит, когда садиться на байк и когда слезать. В эти моменты он будет готов к вашим действиям, и они не станут для него неожиданностью.
  • Садиться на байк тоже нужно правильно. Во-первых, вам нужно сесть так, чтобы чувствовать тело водителя. Это важно для того, чтобы вы понимали что происходит, когда водитель смещает свой центр тяжести, например, заходя в повороты, и тоже смещались. Как пассажир, вы должны стать продолжением водителя. Во-вторых, сядьте так, чтобы вам было комфортно, чтобы не пришлось пересаживаться и ерзать уже во время поездки. Ну и в-третьих: равномерно распределите массу тела: не заваливайтесь на левый или правый бок. Ноги ставьте на подножки.
  • Во время езды также, обязательно удерживайте равновесие и не смещайте центр тяжести. Когда вы переваливаетесь с бока на бок на байке, вы меняете центр тяжести всего байка и водителю бывает очень сложно удержать его, особенно если вы примерно в равной весовой категории. Пассажир должен понимать, что частично и он управляет байком, меняя развесовку. Также во время движения ваше тело должно быть слегка наклонено вперед, ни в коем случае не отклоняйтесь назад, потому что при резком старте или определенном маневре, если вы будете отклонены назад, вы можете просто слететь с байка.
  • Не пытайтесь «помогать» управлять байком. Некоторые пассажиры «подруливают», перемещая свой вес в противоложную сторону от водителя — такие действия могут привести к аварии.

Как осуществляется буксировка

Осуществляется выполнение процедур с транспортным средством необходимо осуществлять в соответствии с пунктами, отраженными в ПДД.

Существует ряд ситуаций, когда осуществлять процесс буксировки просто не допускается:

  • при наличии гололеда – так как управлять неисправной техникой сложно, сохранять устойчивость порой просто невозможно;
  • при неисправной системе тормозов или же если не работает рулевое управление – в таком случае прямо запрещено ПДД осуществлять буксировку ТС;
  • на гибкой сцепке и без коляски не допускается осуществлять буксировку – так как устойчивость на дороге таковая техника не обладает;
  • запрещено за 1 раз осуществлять буксировку сразу двух и большего количества ТС.

Во всех остальных случаях буксировка допускается. Но важно отметить, что требуется обязательно соблюдать целый ряд специальных правил.

К таковым основным относится в первую очередь:

  • длина троса должна составлять не менее 4 метров, но не больше чем 5 метров – если он будет меньше, то велика вероятность врезаться в заднюю часть кузова, при больше же длине едущая позади машина существенно отклонится в движении по своей траектории;
  • на фале обязательно должны быть размещены специальные флажки, щитки – с размещенными на них светоотражающими полосками либо с иными обозначающими габариты устройствами.

Отдельно стоит отметить, что буксировка техники категории А – процесс достаточно непростой и привлекает внимание ГИБДД.

Потому не стоит допускать каких-либо нарушений, так как это может стать причиной серьезных неприятностей. Вплоть до наложения запрета на перемещение таким образом.

Основные нюансы:

  • за рулем средства, буксировка которого осуществляется, обязательно располагается водитель;
  • расстояние между ТС должно быть в диапазоне от 4 до 6 метров;
  • обязательно необходимо разместить на тросу специальные светоотражающие знаки;
  • перевозить пассажиров на буксирующем транспорте строго запрещено.

При отсутствии специального троса допускается использовать парашютные стропы или прочный шнур. В таком случае завязать трос необходимо специальным узлом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *