Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 146. Объект налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
Ставки таможенного НДС
Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога, 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.
Ставка НДС |
Применение |
Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) Об утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение. |
|
0% |
расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;
При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ): |
В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10% |
|
10% |
1) Продовольственных товаров:
2) Товаров для детей:
3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
|
20% |
Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ). |
Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.
Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):
- организации (в том числе некоммерческие),
- предприниматели.
Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.
Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.
Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать все организации и ИП, даже применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.
При расчете и уплате НДС предусмотрены льготы. Прежде всего, эти льготы направлены на поддержку малого бизнеса. Например, в 2021 году вступили в силу льготы по НДС для IT-компаний. От обложения НДС освободили операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также прав на использование этих программ и баз данных.
Статья 145 НК РФ позволяет организациям и предпринимателям, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей, получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год при подаче соответствующего уведомления. При этом необходимо, чтобы в течение этих месяцев не было операций по реализации подакцизных товаров.
Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:
- применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
- применяющие патентную систему налогообложения;
- участники проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).
Операции, не являющиеся объектом налогообложения НДС
Так, не облагается НДС передача имущества, в том числе имущественных прав, если такая передача носит инвестиционный характер, например, в качестве взноса в уставный капитал дочерней компании.
См. письмо Минфина России от 28.06.2010 № 03-07-07/42
Не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления. Если такая передача осуществляется по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию объектов по их назначению, то указанная операция также не является объектом налогообложения.
Например, в статье 275.1 Кодекса дан более развернутый перечень указанных объектов, согласно которому объектами социально-культурной сферы являются объекты здравоохранения, культуры, детские лагеря отдыха, базы отдыха и т. д., а объектами жилищно-коммунального назначения – жилой фонд, гостиницы, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты теплоснабжения населения и т. д.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 146 Кодекса не является объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. При применении данной нормы необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с которым под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При применении нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что из объектов налогообложения НДС исключена деятельность органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, только в части работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в рамках осуществления возложенных на эти органы исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения (оказания) указанных работ (услуг) установлена законодательством. К таким работам (услугам) относятся:
- работы (услуги), выполняемые (оказываемые) Федеральным агентством по государственным резервам и его территориальными органами в сфере управления государственным резервом на основании Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
- услуги по доставке отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений Президента РФ, органов законодательной исполнительной и судебной власти Российской Федерации и ее субъектов; членов Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и др. на основании Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
- другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) федеральными министерствами и ведомствами в рамках их полномочий.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию РФ
Основными законодательными актами, которые регулируют налогообложение при ввозе товаров в Россию, а также на другие территории, которые попадают под ее юрисдикцию, в том числе и вывоз с указанных территорий на сегодняшний день являются ТК РФ, НК РФ, а также некоторые другие нормативные документы.
Они приведены в соответствие с нормами законодательства Таможенного союза после вступления в силу Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В силу положений статьи 143 НК РФ к лицам, которые являются налогоплательщиками НДС, относят всех, кто перемещает товары через границу России. Указанные субъекты налоговых отношений должны уплачивать НДС в том случае, если такая обязанность определена законодательством ТС.
Исходя из этого, вышеуказанные лица должны исчислять, а также уплачивает НДС по правилам, которые предусмотрены не только налоговыми нормами, но и таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.
Подпунктом 4 пункта 1 статья 146 НК РФ определено, что ввоз в Россию товара считается объектом налогообложения НДС.
Исходя из положений ст. 151 НК РФ налогообложение на ввозимые и вывозимые товары определяется в зависимости от конкретного вида производимой с товаром таможенной процедуры.
Правила определения того, попадает ли объект под налогообложение НДС, применимо к конкретной таможенной процедуре, под которую помещен товар, определяют положение статьи 151 НК РФ.
К примеру, положение пп. 4 п. 1 указанной статьи определяют, что с ввоза сырья в Россию и на другие территории, которые находятся под ее юрисдикцией, проходящего таможенную процедуру, предназначенного для будущей переработки на таможенной территории, НДС уплачивается не должен.
Однако в этом случае закон предполагает, что продукты переработки должны быть вывезены с территории Таможенного союза в установленный срок. Это означает что, помещение товара (сырья) под таможенную процедуру для переработки на таможенной территории и последующий вывоз продуктов переработки в установленный срок с ТС, не облагается налогом.
Если товар помещен под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, налогоплательщик должен будет уплатить налог полностью.
Порядок применения таможенными органами России НДС для товаров, которые вводятся на территорию РФ, детально прописан в инструкции, которая утверждена Приказом ГТК России от 07.02.2001 N 131.
Облагаются ли услуги НДС
Чтобы услуги подлежали обложению НДС, местом их реализации, во-первых, должна признаваться территория РФ (ст. 148 НК РФ). А во-вторых, они не должны быть поименованы в п. 2, 3 ст. 149 НК РФ, где перечислены операции, не облагаемые НДС. В соответствии с этими пунктами освобождено от налогообложения оказание:
- медицинских услуг организациями и ИП, ведущими медицинскую деятельность (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, по проведению занятий в кружках, секциях, студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по ремонту и техобслуживанию товаров и бытовых приборов в рамках гарантийного срока их эксплуатации без взимания платы (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- ритуальных услуг (пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению и ремонту очковой оптики (пп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории РФ (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Комментарий к статье 146 НК РФ
Статья 146 Налогового кодекса РФ определяет, какие операции признаются объектами налогообложения, а какие — нет. Перечень последних расширяется за счет операций, перечисленных в п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ. Таким образом, также не признается реализацией товаров, работ или услуг:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Добавим, что выручка рассчитывается исходя из поступлений от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах. Включая оплату ценными бумагами. Также в расчет выручки надо брать поступления по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 Налогового кодекса РФ не признается территория Российской Федерации.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Налоговые льготы по НДС установлены статьей 149 Налогового кодекса РФ.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Для импортных операций ст. 160 НК РФ установлены специальные требования в отношении определения налоговой базы, отличные от норм для исчисления налогооблагаемой базы «внутреннего» НДС. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате суммы таможенной пошлины, расчет которой ведется в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, и подлежащих уплате сумм акциза (по подакцизным товарам).
Данное правило применяется с учетом предусмотренных льгот и особенностей взимания НДС при использовании различных таможенных режимов. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации. Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки. При ввозе таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления
В случае если по международному договору Российской Федерации с иностранным государством таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров отменены, взимание налога с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию Российской Федерации, осуществляют налоговые органы Российской Федерации (ст. 152 НК РФ). Порядок уплаты налога на такие товары определяется Правительством РФ (включая правила получения возмещения суммы налога с применением налоговой ставки 0%), при этом:
- налог уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации;
- объектом налогообложения в таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включая затраты на их доставку до границы Российской Федерации;
- налоговая база в рассматриваемых случаях определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы Российской Федерации, и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
Также стоит обратить внимание на особенности порядка применения косвенных налогов во взаимных торговых отношениях с государствами — участниками СНГ. Статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» было предусмотрено, что до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства — участники СНГ приравнивалась к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в случае ввоза товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств — участников СНГ, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимался. С 1 июля 2001 г. на основании п. 1 ст. 164 НК РФ и ст. 13 вышеуказанного Закона при реализации товаров хозяйствующим субъектам государств — участников СНГ (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) должна применяться ставка НДС в размере 0%. Подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации указанных выше товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии со ст. ст. 165 и 176 НК РФ. Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» предусмотрено, что переход с 1 июля 2001 г. на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный, газовый конденсат, и природного газа) не распространяется на Республику Беларусь.
Перечень реализации услуг, не подлежащих налогообложению
Льготы по налогам и сборам, вместе с акцизами, представляют собой определенные преимущества, которые могут быть предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков. Льгота может быть выражена в полном освобождении от уплаты предусмотренного налога с акцизами, либо в его уплате в меньшем размере.
В перечень основных услуг, которые не будут подлежать налогообложению, в основном входят государственные услуги, либо услуги, оказываемые сторонними организациями, какие необходимы для обеспечения нормального функционирования государственных органов, органом местного самоуправления и т.д.
Например, услуги по поставке в Россию важнейшего медицинского оборудования, необходимого для поддержания и улучшения существующей системы здравоохранения не будут облагаться соответствующим налогом и акцизами.
Перечень данного оборудования и иных сопутствующих услуг реализации в области здравоохранения утвержден действующими налоговыми органами.
При этом освобождение от налогообложения, наравне с акцизами, будет происходить исключительно на основании действующего удостоверения, в котором будет содержаться установленный код ОКП, входящий в действующий перечень.
В процедуре освобождения от налогообложения могут участвовать и иные услуги, главное, чтобы данное освобождение было подтверждено соответствующими основаниями и документальными доказательствами.
Освобожденные ранее от налогообложения услуги могут быть включены в систему налогообложения, в том числе и с акцизами, в том случае, если сущность, либо иные важные обстоятельства, характеризующие эти услуги, изменились.
Определимся с таможенным режимом
От того, под какой таможенный режим будет помещен ввозимый товар, зависит, в каком объеме будет взиматься НДС — полностью, частично или вообще не будет взиматься (п. 1 ст. 151 НК РФ) (заметьте, что в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС ), в отличие от НК РФ, вместо термина «таможенный режим» применяется термин «таможенная процедура»).
С 1 июля 2010 г. на территории РФ вступил в силу ТК ТС. ТК РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. До издания отдельных решений на уровне глав государств — членов ТС применяются переходные положения. Читайте об этом дополнительно на с. 9.
Например, при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров (пп. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ).