- Гражданское право

Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Инструкции по охране труда должны разрабатываться руководителями структурных подразделений и согласовываться со службой охраны труда. Как правило, специалист по охране труда оказывает методическую помощь руководителям в разработке инструкций: он может разработать раздел с общими требованиями для всех работников или для отдельных видов работ общего характера. Также при необходимости привлекаются специалисты из других подразделений, эксплуатирующие производственное оборудование и организующие выполнение отдельных видов работ.

Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?

Согласно ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда.

К локальным нормативным актам по охране труда относятся положения, приказы, программы обучения, инструктажей, стажировки (при необходимости), нормы выдачи спецодежды и смывающих средств и др. документы, в том числе и инструкции по охране труда и правила по охране труда, разрабатываемые работодателями.

Требования к разработке инструкций по охране труда прописаны в правилах по охране труда. Например,

Правила по охране труда Требование к разработке инструкций по охране труда
«Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2020 г. N 753н 2. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (далее организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
«Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 ноября 2020 г. N 835н 5. На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
«Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н 4. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.

На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее — организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Инструкция по охране труда представляет собой документ с требованиями по безопасному выполнению работ, созданию должных условий труда. В этих документах перечисляются обязательные действия работников на различных этапах производства, указываются способы предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний. Инструкция по ОТ является локальным законодательным документом, который обязаны изучать все работники производства. Невыполнение предписаний приводит к возникновению аварийных ситуаций.

В отличие от должностной инструкции, где описываются функции и обязанности специалистов, инструкция по ОТ указывает методы безопасной работы.

Пример:

Инструкция по ОТ для такелажника (стропальщика):

Должностная инструкция

Перед работой:

  • надеть каску, спецодежду, подготовить ИСЗ;
  • убедиться в отсутствии дефектов оборудования;
  • изучить грузы (вес, габариты);
  • обследовать состояние рабочего места.

Такелажник должен :

  • иметь среднее профессиональное образование (стаж не требуется);
  • при работе соблюдать правила внутреннего распорядка, инструкций по ОТ, ТБ, санитарии, пожарной защите.

При работе:

  • соблюдать схему обвязки груза, без узлов и перекручивания канатов;
  • производить строповку, избегая зацепления груза за встречные предметы;
  • для связи с крановщиком пользоваться сигнализацией, установленной Госгортехнадзором.

Обязан знать:

  • устройство, правила эксплуатации оборудования;
  • нормы допустимой нагрузки;
  • виды узлов и захватов;
  • сроки ремонта техники;
  • требования Госгортехнадзора;
  • методы правильной переноски грузов (например, газового оборудования, теплоустановок, металлоконструкций, мебели);
  • правила установки автомобилей на платформу.

В конце дня:

  • привести в порядок рабочее место, сообщить руководству о возникших неполадках.

Имеет право:

  • запрашивать документацию по работе с механизмами и грузами;
  • вносить предложения по усовершенствованию работы.

Сколько действует инструкция по охране труда?

В нормативных документах срок действия ИОТ не установлен. По Методическим рекомендациям от 13.05.2004 он составляет не более пяти лет, но это не обязательное требование.

Организации электроэнергетики руководствуются п. 1.7.6 Правил технической эксплуатации в ред. приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, согласно которому инструкции пересматривают раз в три года. Прочие работодатели самостоятельно определяют, сколько будет действовать ИОТ.

Мы считаем логичным, что инструкция, разработанная по Требованиям 772н, не может «жить» дольше, чем сами Требования. Рекомендуем устанавливать срок ее действия не позднее 01.03.2028.

ИОТ подлежит досрочному пересмотру при изменении государственных нормативных требований охраны труда, правил охраны труда (п. 2 Требований 772н), а также:

  • при изменении условий труда, например, по результатам СОУТ и ОПР, произошедшем несчастном случае на рабочем месте;
  • при вводе нового оборудования или внедрении новой технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
  • по требованию представителей Роструда (п. 30 Требований).

Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. Государственные органы надзора и контроля осуществляют: • надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (Департамент государственной инспекции труда);

• надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Проматомнадзор);

• надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок (Госэнергонадзор);

• надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (Госсаннадзор);

• контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (Государственная экспертиза по условиям труда); • контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (ГАИ); • надзор за обеспечением пожарной безопасности (Госпожнадзор);

• надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзор).

Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право:

• беспрепятственно осуществлять проверки соблюдения законодательства об ОТ, получать необходимые документы, разъяснения, информацию по этим вопросам; • выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об ОТ; • приостанавливать работу предприятий, цехов, др. структурных подразделений предприятия, эксплуатацию станков, иного оборудования, транспортных средств, запрещать проведение работ, если производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по ОТ, создающим угрозу жизни и здоровью работающих; • налагать штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ; • направлять представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения лиц, нарушающих законодательство об ОТ, к уголовной ответственности.

Решения должностных лиц органов госнадзора и контроля являются обязательными для исполнения.

Место для хранения инструкций определяет руководитель структурного подразделения. Главное, чтобы у работников в любой момент был доступ к своим инструкциям. Например, инструкции можно разместить на стендах по охране труда, которые располагаются непосредственно на рабочих местах или участках.

Для удобства можно сделать заверенные копии инструкций и выдать их сотрудникам. Тогда работник всегда будет иметь возможность заглянуть в инструкцию. Чтобы при проверке у инспектора ГИТ не возникло лишних вопросов, можно организовать учет выданных инструкций с помощью журнала (приложение 3 к Методическим рекомендациям). Закон не требует обязательного ведения такого журнала.

Кто должен ознакомить работника с инструкцией?

Инструкции по охране труда относятся к локальным нормативным актам организации, поэтому работников нужно ознакомить с ними под подпись (ст. 22 ТК).

Сотрудник изучает инструкцию во время проведения инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения или другой сотрудник, назначенный работодателем, ответственным за проведение инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводят по утвержденной программе, в которую должно входить изучение инструкций. Поэтому подпись работника в журнале регистрации инструктажей свидетельствует о том, что его ознакомили с инструкциями по охране труда. Если в инструкцию вносят изменения, с работниками проводят внеплановый инструктаж.

Отдельно к каждой инструкции можно предусмотреть лист ознакомления. В нем работник должен поставить подпись и дату.

Период действия рассматриваемых инструкций составляет пять лет, при этом вид деятельности или должность сотрудника, которая затрагивается нормативом, не имеет значения. По истечении указанного срока осуществляется пересмотр и составление инструкции по обеспечению охраны труда.

Повторный инструктаж также регистрируется, утверждается приказом руководство, имеет обязательную отметку «Пересмотрено» с указанием соответствующей даты. При этом текст норматива может не меняться, если такой необходимости не возникло.

Обратите внимание! Каждый текст инструктажа должен содержать указание на срок его действия, несмотря на наличие общего периода применения документа.

В случае отсутствия инструкции, либо просрочки периода ее действия, работодатель может быть привлечен к мерам административного воздействия. Проверку может осуществить трудовая инспекция, а также прокуратура по факту поступления жалоб со стороны работников, членов профсоюзов и иных лиц.

Какая подготовительная работа предшествует разработке локальных инструкций по охране труда?

В соответствии с п. 19 Инструкции подготовительная работа включает:

  • анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, профессиональных рисков, а также типичных, наиболее вероятных для соответствующих профессий, видов работ (услуг) причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • изучение информационных писем, приказов, распоряжений, постановлений органов государственного управления, вышестоящих организаций в связи с имевшими место авариями, несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями и по другим вопросам охраны труда;
  • подбор и изучение НПА, ТНПА, которые могли быть использованы при разработке локальных инструкций по охране труда, а также других документов, соответствующей технической литературы, учебных пособий и т.п.;
  • определение вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для соответствующих профессий, вида работ (услуг), имеющих место при нормальном режиме, отклонениях от нормального режима, в аварийных ситуациях, мер и средств защиты от них;
  • подбор средств индивидуальной защиты, обеспечивающих эффективную защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов, присущих данному технологическому процессу (виду работ, услуг), как в нормальном режиме, так и в аварийных ситуациях;
  • определение требований по охране труда к применяемому оборудованию, приспособлениям, инструменту, безопасных методов и приемов работы, последовательности выполнения работ, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих отражению в локальной инструкции по охране труда.

Каковы функции службы охраны труда в период разработки проекта локальной инструкции по охране труда?

Служба охраны труда организации (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда, оказывает методическую помощь структурным подразделениям, содействует обеспечению их необходимыми типовыми инструкциями по охране труда, другими НПА, в том числе ТНПА, содержащими требования по охране труда (п. 17 Инструкции).

Читайте также:  Установлено количество квот на РВП в России на 2023 год

Проект локальной инструкции по охране труда, разработанный руководителем структурного подразделения, рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации) (п. 21 Инструкции).

Разработка инструкций по охране труда: должен ли это делать специалист по охране труда?

Часто на занятии задают вопрос: Кому из работников организации работодатель может поручить разработку инструкций? Должен ли этим заниматься специалист по охране труда?

Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить разработку и утверждение инструкций по охране труда. А вот по поводу того, кому конкретно работодатель должен вменить эту трудовую функцию, никаких рекомендаций не дается. Многие считают, что это должно входить в обязанности специалиста по охране труда.

Однако в соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в трудовую функцию такого специалиста, в частности, входят:

  • взаимодействие с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласование локальной документации по вопросам охраны труда;
  • переработка локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие акты, содержащие нормы трудового права;
  • оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда.

Если руководствоваться данным Профстандартом, разработку инструкций по охране труда по должностям и видам работ следует поручить руководителям отделов (подразделений), поскольку именно они располагают полной информацией о трудовых функциях своих подчиненных, а инспектор по охране труда оказывает помощь в такой разработке. К ней также можно подключить юридический отдел и отдел кадров. Кроме этого, с инспектором по охране труда, как правило, осуществляется официальное согласование уже разработанного проекта инструкции.

Что включает инструкция по охране труда?

Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и номер ее регистрации. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии, должности или вида работ она предназначена.

Инструкция составляется, как правило, в трех экземплярах и выдается под расписку исполнителю и его непосредственному руководителю. Оригинал инструкции находится у руководителя организации, учреждения.

Инструкции не должны включать требования, противоречащие законодательным и иным нормативно-правовым актам, действующим в системе образования.

Разработка инструкций по охране труда для работников отдельных профессий, должностей и на отдельные виды работ должны содержать 5 разделов:

1. Общие требования охраны труда

2. Требования по охране труда перед началом работ

3. Требования по охране труда во время работы

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5. Требования по охране труда по окончании работ

2.1. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации.

Организация разработки межотраслевых правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации, отраслевых правил — соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.

2.2. В целях достижения организационно-методического единства в разработке правил по охране труда предусматривается следующий порядок:

разработка и утверждение технического задания на разработку правил по охране труда (приложения № 1, 2, 3 к настоящему Положению);

разработка проекта правил и рассылка его на отзыв в соответствии с перечнем организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект правил на отзыв (приложение № 4 к настоящему Положению);

составление сводки отзывов (приложение № 5 к настоящему Положению);

составление справки о разногласиях по проекту правил (приложение № 6 к настоящему Положению), подготовка окончательной редакции;

согласование в соответствии с перечнем организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект правил (приложение № 7 к настоящему Положению), и представление проекта на утверждение;

утверждение и регистрация (учет);

издание (размножение);

рассылка правил.

2.3. В техническом задании на разработку правил предусматриваются следующие разделы:

основания для разработки правил;

срок выполнения;

цели и задачи разработки правил;

характеристика объекта разработки;

перечень основных требований, устанавливаемых правилами;

взаимосвязь с другими нормативными актами по охране труда;

источники информации;

этапы работ и сроки их выполнения;

работы, выполняемые организациями-соисполнителями;

дополнительные требования.

2.4. Техническое задание на разработку правил по охране труда утверждает организация-разработчик по согласованию с соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти и Управлением охраны труда — Всероссийской государственной экспертизой условий труда Министерства труда Российской Федерации.

2.5. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.

2.6. Типовые инструкции утверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Действие типовых инструкций устанавливается с учетом срока действия соответствующих правил по охране труда.

2.7. Требования межотраслевых и отраслевых правил по охране труда должны быть согласованы с федеральными надзорами России в части вопросов, относящихся к их компетенции.

2.8. Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.

4.1. Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов (главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного металлурга и др.), службы организации труда и заработной платы.

Перечень разрабатывается на основе утвержденного на предприятии штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденными в установленном порядке.

Перечень утверждается руководителем предприятия и рассылается во все структурные подразделения (службы) предприятия.

4.2. Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителя предприятия.

Читайте также:  Исчисление срока исковой давности по гражданским делам

4.3. Инструкции для работников разрабатываются руководителями цехов (участков при бесцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений предприятия.

4.4. Служба охраны труда предприятия должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций для работников, оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходимых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других нормативных актов по охране труда.

4.5. Подготовительная работа, необходимая для разработки инструкций, должна включать:

изучение технологического процесса, выявление возможных опасных и вредных производственных факторов, возникающих при нормальном его протекании и при отклонениях от оптимального режима, а также определение мер и средств защиты от указанных факторов;

определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;

подбор материалов по вопросам охраны труда, которые могут быть использованы при разработке инструкций;

изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;

изучение информационных писем, распоряжений и приказов соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти по результатам аварий и несчастных случаев на предприятиях отрасли;

проведение анализа причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний для данной профессии (вида работы) на предприятии;

определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;

определение режимов труда и отдыха на основе утвержденных норм.

4.6. Требования нормативных актов по охране труда, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.

4.7. Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.

4.8. Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости — и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Руководства по ОТ (например, инструкция по охране труда службы безопасности или любая другая) разрабатываются в следующем порядке:

  • работодатель издает приказ и составляет перечень профессий и видов работ, для которых необходимы ИОТ;
  • перечень утверждается работодателем;
  • руководители подразделений разрабатывают проекты ИОТ;
  • проекты согласовываются с профсоюзом или иным уполномоченным органом работников в порядке, указанном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
  • после согласования они утверждаются руководителем организации. На титульном листе указывается наименование организации, дата, данные о лицах, утвердивших документ;
  • работники под подпись знакомятся с необходимыми им документами по ОТ (в том числе при приеме на работу, переводе, инструктажах, внесении изменений или введении новых);
  • сведения о правилах вносятся в специальный журнал учета ИОТ (подробнее о журнале — в Письме Минтруда России от 15.09.2016 № 15-2/ООГ-3318).

При разработке документов следует учитывать:

  • требования, содержащиеся в межотраслевых или отраслевых типовых указаниях по ОТ;
  • требования по безопасной работе, изложенные в руководствах по эксплуатации и ремонту изготовителями оборудования и в технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства;
  • материалы несчастных случаев, произошедших на предприятии, во избежание их повторения.

Утверждение инструкций по охране труда

Готовая инструкция не может вступить в силу до тех пор, пока она не будет официально утверждена, после всех согласований с соответствующими работниками компаний и организаций.

Обратите внимание: в целях экономии средств, многие компании доверяют составление инструкций специалисту по охране труда и передают готовые документы во все структуры, чтобы их подписали руководители. Такой подход противоречит Положению о СУОТ, которое разрабатывается в каждой организации и Порядку № 1/29 от 13 января 2003 г. о проведении обучения и организации проверки знаний, связанных с охраной труда.

По правилам, процедура осуществляется следующим образом:

  • Проект инструкции структурного отдела подается специалисту или в отдел по охране труда, где его просматривают и, при необходимости, вносят правки или дополнения.
  • Проект, в который внесены правки, возвращается на доработку
  • Исправленный документ возвращается в СОТ или на стол специалиста по охране труда, где он визируется уполномоченным лицом
  • Инструкция передается в профсоюз или другой комитет, представляющий права работников на согласование
  • Инструкция (возможно, немного подкорректированная) визируется и подается в общий отдел
  • В общем отделе ее вносят в приказ об утверждении руководителем организации.

Обратите внимание: правила ознакомления работников с инструкцией указываются в специальном Положении про проведение обучения, в Положении об управлении ОТ или в приказе, которым инструкция вводится в действие. Работники обязаны расписаться о том, что ознакомлены с инструкцией в приложенном к ней ознакомительном письме либо в журнале регистрации инструкций по ОТ.

В зависимости от специализаций предприятия, Инструкция может согласовываться с другими должностными лицами — технологом производства, главным электриком, главным механиком и пр.

Если при утверждении инструкции учитывалось мнение профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников, это не указывается на титульном листе. Если же инструкция утверждается после согласования с профсоюзом или другим представительским органом, вверху титульного листа, слева, указывается факт согласования.

То есть, процесс согласования и утверждения подготовленных инструкций — это процедура, в которой принимает участие довольно большое количество людей. В Методических рекомендациях указывается, что ставить свои визы на инструкциях обязаны:

  • руководители отделов, являющиеся разработчиками документа;
  • специалист или начальник отдела труда;
  • главный технолог;
  • лица, отвечающие за проведение технологических процессов, которые заинтересованы в соблюдении установленных правил.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *