Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ошибки заказчиков в извещении о закупке / Заказчикам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрим ситуацию, когда поставщик принял участие в электронном аукционе и был признан его победителем. Госзаказчик в установленный законом срок прислал ему проект контракта и, ознакомившись с проектом, подрядчик обнаружил, что тот содержит ошибки.
Если заказчик по 44-ФЗ допустил ошибку в документации
Ошибки эти могут быть самого разного характера — например, информация о товаре, цена контракта, или иные условия, разнятся со сведениями, указанными ранее в извещении. Или в проекте есть технические ошибки , которые могут иметь юридические последствия. Или, допустим, за время проведения закупочной процедуры реквизиты одной из сторон изменились.
Что делать поставщику в таком случае?
Подчеркнем, что эта ситуация касается только электронного аукциона , и ее разрешение регулируется ч. 4 ст. 70 Закона №44-ФЗ. Так как функционал ЭТП не предусматривает возможности корректуры проекта контракта, поставщику нужно оформлять протокол разногласий, то есть, предложение о согласовании отдельных условий контракта, которые поставщика не устраивают.
В процедуре направления протокола разногласий есть два неясных юридически момента, на которые поставщику стоит обратить внимание.
Во-первых , в законе о контрактной системе не указаны конкретные сроки направления протокола. Процессуальная практика и смысл частей 5 и 13 той же статьи подразумевают, что речь идет о 13 днях после подведения итогов аукциона, после чего поставщик будет признан уклонившимся от заключения договора.
Второй момент касается ситуации, когда в последний, 13-й день, заказчик прислал исправленный (возможно, уже не в первый раз) проект контракта, в котором поставщик все же нашел ошибки. Здесь можно рекомендовать подписать контракт, если ошибки несущественны, а потом заключить регулирующее их допсоглашение. Иначе поставщик рискует попасть в РНП .
Как подать запрос на разъяснение документации по 44-ФЗ
Чтобы подать запрос на разъяснение документации в электронных процедурах, участник должен быть зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭТП. Если конкурс проходит в бумажной форме, запрос передают госзаказчику в руки, отправляют с курьером или почтой. По одной закупке можно отправить не больше трех запросов.
Текст запроса составляют в свободной форме. Советуем писать вопрос конкретно и делать ссылки на пункты документации, к которым он относится. Сведения о себе указывать не надо.
Заказчик публикует ответ на запрос в ЕИС в течение двух дней без указания данных участника, который направил вопрос. Там ответ увидят все, кого заинтересует закупка.
Заказчик не ответит на запрос, если он поступил позже, чем:
- за три календарных дня до даты окончания приема заявок на электронный аукцион;
- за пять календарных дней до даты окончания приема заявок на открытый конкурс.
Ошибки на этапе обоснования начальной максимальной цены
Часто заказчики допускают ошибки при обосновании НМЦК закупки. Большинство заказчиков считает, что сметной стоимости достаточно, чтобы объявить НМЦК и проводить закупку по этой цене. Минстроем России принят приказ №841/пр, который определяет порядок обоснования НМЦК при проведении закупок в рамках градостроительной деятельности. В соответствии с этим приказом следует разграничивать понятия «сметная стоимость» и «НМЦК».
Сметная стоимость — это суммарная стоимость видов работ, оборудования, материалов и т.д. НМЦК — это цена, от которой мы готовы проводить данную закупку. Согласно приказу Минстроя, она определяется как стоимость сметных работ, увеличенная на показатель инфляции, который предполагает, что работы будут проводиться некоторое время и рыночная конъюнктура может поменяться.
Например, может произойти удорожание строительных материалов или изменение курса валют, которое также приведет к удорожанию материалов, затратам на з/п сотрудников и пр. В связи с этим заказчики, которые проводят закупку, исходя исключительно из сметной стоимости, часто получают жалобы от участников закупок. Применение приказа Минстроя для правильного расчета НМЦК позволит избежать конфликтов и ошибок.
Ошибки в положениях о возможности одностороннего расторжения контракта
Заказчик имеет право расторгнуть контракт по своей инициативе, если такая возможность в контракт включена ( ч. 14 ст. 34, ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ). При этом не обязательно указывать на конкретное основание для одностороннего отказа, хотя и возможно, например, с уточнением порядка взаимодействия между сторонами (позиция изложена в п.14 Обзора судебной практики ВС РФ от 28.06.2017, подтверждается и последней судебной практикой, например Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2021 по делу №А27-1953/2020 ). В конкретном деле исполнитель поставил медоборудование (анализатор наркотических и сильнодействующих средств), но маркировка не совпала с данными регистрационного удостоверения. Работать на таком оборудовании на территории РФ запрещено. Соответственно, при условии, что в контракте было закреплено общее право на одностороннее расторжение контракта, у заказчика имелись все основания, предусмотренные гражданским законодательством, и он совершенно обоснованно воспользовался своим правом, направив исполнителю соответствующее уведомление.
Указание на товарный знак
Контрактная система запрещает ссылаться на товарный знак в описании параметров товара (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Исключение: наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».
Требование о закупке конкретных товарных знаков допустимо, если это продиктовано необходимостью обеспечить совместимость товаров, которые подлежат поставке с теми, что используются заказчиком. Например, поставка запчастей для станка. Обязательное условие: это не приведет к сужению количества участников. В противном случае заказчика ждет жалоба в ФАС.
Пример из практики. ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» запросила к поставке материалы для стерилизации со ссылкой на товарный знак. ФАС усмотрел в этом нарушение и встал на сторону участника закупки, который подал жалобу (дело №034/10/18.1-287/2020).
Как изменить контракт на этапе заключения
Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.
Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.
В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.
Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.
При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.
Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.
Участник электронного аукциона может отзывать свое предложение и подавать его вновь в любой момент до того, пока не вышел срок приема заявок. Конечно же, это право сохраняется за ним и в том случае, если в документацию аукциона вносится изменение. При отзыве заявки ее обеспечение на ЭТП должно быть разблокировано. То есть порядок таков:
- участник подал заявку, ЭТП заблокировала ее обеспечение;
- заказчик внес изменения в документацию и продлил срок приема заявок;
- участник ознакомился с новой редакцией и отозвал заявку;
- ЭТП разблокировала средства, замороженные в качестве обеспечения;
- участник подкорректировал свою заявку и подал ее вновь;
- средства в счет обеспечения заявки были заблокированы ЭТП.
Как внести исправления
Перед тем как вносить изменения в документ, необходимо его досконально изучить с целью выявления допущенных неточностей. Недостоверная информация перечеркивается горизонтальной чертой таким образом, чтобы у человека, изучающего документ, была возможность прочитать отображенные ранее сведения, которые были исправлены. Правильная информация отражается рядом с неверными сведениями или на обратной стороне документации.
Перед отображением актуальной информации, необходимо сделать приписку «исправленному верить», а после нее указать дату внесения записи и характеристики должностного лица, которым была внесена корректировка, и поставить печать фирмы. При использовании корректоров с целью удаления неточной записи, документ можно сделать неактуальным.
Если ошибка была допущена в банковской или кассовой документации, то вносить изменения в нее не стоит, поскольку единственным способом решения проблемы является уничтожение документа и оформление его новой версии. Процедура проводится посредством зачеркивания всей информации длинной чертой и нанесения надписи в верхней части листа «Аннулировано».
При внесении изменений в подотчетной документации, неточности перечеркиваются длинной чертой, а в верхней части листа отражается запись о том, что отображенные сведения неактуальны. Аннулированные документы передаются на хранение в архив и должны быть сохранены на протяжении регламентированного правовыми актами времени.
Ошибки в документе, предоставляющем определенные права, ведет к невозможности ими пользоваться. Установление судом факта принадлежности правоустанавливающего документа позволяет устранить последствия ошибки в документе.
Распространенная ситуация, когда гражданин обращается в Пенсионный фонд за назначением пенсии и выясняется, что в написании его фамилии, имя или отчества, либо в дате рождения допущена ошибка. Ошибки в написании установочных данных на гражданина допускаются в правоустанавливающих документах на объекты недвижимости, дипломы, завещаниях, сберегательных книжках распространённое явление.
Одним из основных и менее затратных во всех отношениях способов устранения ошибки в документе является установление факта принадлежности правоустанавливающего документа судом.
Гражданские дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа рассматриваются судом в порядке особого судопроизводства.
Прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа в суд, необходимо предпринять попытки исправить ошибки в документе во внесудебном порядке. И только если исправить ошибки в документе иным образом нельзя можно обращаться в суд.
В заявлении об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа должно быть указано для чего заявителю нужно установить этот факт, указаны доказательства невозможности устранить ошибки в документе иным путем, Например, если устанавливается факт принадлежности трудовой книжки, в трудовой книжке указывается, что установление факта необходимо для назначения пенсии. Если устанавливается факт принадлежности завещания, в заявлении указывается, что факт устанавливается для оформления наследства.
В качестве заинтересованного лица в заявлении об установлении факта принадлежности указываются лица, которые могут быть, как то заинтересованы в существе судебного решения. При установлении факта принадлежности трудовой книжки для оформления пенсии заинтересованным лицом указывается Пенсионный фонд. При установлении факта принадлежности завещания заинтересованным лицом указываются наследники по закону.
К заявлению об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа прилагается копия правоустанавливающего документа, в котором допущены ошибки, документы подтверждающие невозможность исправления ошибки во внесудебном порядке, копии документов подтверждающих наличие ошибки в документе, копии заявления по количеству заинтересованных лиц.
Заявление об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа оплачивается государственной пошлиной в размере 200 рублей.
Не все ошибки в документе могут быть исправлены путем обращения в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа.
Какие могут быть незаконные требования в аукционной документации?
Аукционная документация может содержать требования, которые являются незаконными или неправомерными, а значит, могут быть обжалованы согласно установленной процедуре. К таким требованиям относят:
- заведомо заниженная цена – если в заявке указана слишком низкая цена, которая не позволяет выполнить условия контракта в полном объеме и согласно требований, это может быть основанием для жалобы на аукционную документацию;
- затребованы документы, не предусмотренные законодательством – например, от участников тендера может требоваться наличие специфической лицензии, допуска на тот или иной вид работ, хотя по факту это не является необходимым для выполнения условий договора;
- указываются четкие модели или наименования товаров без указания аналогов и/или без характеристик, по которым можно установить эквивалентность товара требуемому – обычно такие ограничения вводятся с целью ограничить количество участников тендера и обеспечить победу необходимого поставщика, что является нарушением закона;
- сроки проведения торгов не позволяют принять участие всем желающим – хотя прямых указаний, сколько должен длиться прием заявок, в законе нет, сроки должны быть разумными, и зависеть от сложности требований к выполнению работ. Если указаны заведомо малые сроки, это причина для обжалования;
- содержатся другие ограничения, которые не позволяют всем желающим принять участие в торгах – речь может идти о территориальной привязке участников, количестве сотрудников и т.д.;
- нарушение процедуры определения победителя – если проигнорированы условия определения победителя это дает основание для жалобы на такую госзакупку.
Если заказчик по 44-ФЗ допустил ошибку в документации
Рассмотрим ситуацию, когда поставщик принял участие в электронном аукционе и был признан его победителем. Госзаказчик в установленный законом срок прислал ему проект контракта и, ознакомившись с проектом, подрядчик обнаружил, что тот содержит ошибки.
Ошибки эти могут быть самого разного характера — например, информация о товаре, цена контракта, или иные условия, разнятся со сведениями, указанными ранее в извещении. Или в проекте есть технические ошибки , которые могут иметь юридические последствия. Или, допустим, за время проведения закупочной процедуры реквизиты одной из сторон изменились.
Что делать поставщику в таком случае?
Подчеркнем, что эта ситуация касается только электронного аукциона , и ее разрешение регулируется ч. 4 ст. 70 Закона №44-ФЗ. Так как функционал ЭТП не предусматривает возможности корректуры проекта контракта, поставщику нужно оформлять протокол разногласий, то есть, предложение о согласовании отдельных условий контракта, которые поставщика не устраивают.
В процедуре направления протокола разногласий есть два неясных юридически момента, на которые поставщику стоит обратить внимание.
Во-первых , в законе о контрактной системе не указаны конкретные сроки направления протокола. Процессуальная практика и смысл частей 5 и 13 той же статьи подразумевают, что речь идет о 13 днях после подведения итогов аукциона, после чего поставщик будет признан уклонившимся от заключения договора.
Второй момент касается ситуации, когда в последний, 13-й день, заказчик прислал исправленный (возможно, уже не в первый раз) проект контракта, в котором поставщик все же нашел ошибки. Здесь можно рекомендовать подписать контракт, если ошибки несущественны, а потом заключить регулирующее их допсоглашение. Иначе поставщик рискует попасть в РНП .
Разъяснения к документации
До подачи заявки будущий участник закупки имеет право обратиться за разъяснением к организатору по вопросам предоставления документации. Порядок дачи таких разъяснений должен быть установлен в самих документах на закупку. Если речь идет о конкурсе или запросе котировок при проведении электронного аукциона, то за разъяснениями можно обратиться непосредственно к заказчику. Если речь идет о разъяснении деталей участия в электронномо аукционе, следует обращаться к оператору электронной площадки.
Такой запрос не является анонимным, то есть заказчик видит, кто именно обратился за разъяснениями. Ответ на запрос попадает в общий доступ и в нем не указывается, к кому конкретно направляются данные разъяснения. Если заказчик укажет лицо, задавшее вопрос, это будет признано нарушением. Необходимо учитывать, что дополнительные разъяснения к документации не должны менять ее суть.
Как заказчику изменить условия контракта
Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта. Поэтому, если у заказчика возникнет потребность их изменить, ему необходимо помнить, в каких случаях это делать можно, а в каких нельзя.
В каких случаях изменять заключенный контракт
По общему правилу стороны контракта не вправе изменять его существенные условия, но есть ряд исключений. Стороны вправе изменить существенные условия контракта по соглашению сторон, если:
1. Необходимо снизить цену контракта, не изменив предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, их качество и иные условия контракта.
2. Заказчик предложил увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов. В таком случае стороны по соглашению и с учетом положений бюджетного законодательства России вправе изменить цену контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Внимание: изменить условия контракта, указанные в пунктах 1 и 2, можно, если заказчик в контракте и документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — в контракте предусмотрел такую возможность.
Пример: как увеличить определенный вид работ, указанный в смете
Если заказчик — казенное или бюджетное учреждение и лимитов для увеличения цены у него нет, то он не вправе увеличить на 10 процентов объем работ и цену контракта (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Ошибки в документации
Если в документации были допущены ошибки, то Федеральная антимонопольная служба может вынести предписание об их исправлении. Если речь идет о заявках в рамках запроса котировок, то необходимо обратить внимание на то, что цена обязательно должна быть положительной. Например, в рамках электронного аукциона можно понижать цену, и в том числе, для получения заказа предлогать его выполнениеза доплату со стороны исполнителя. Но в рамках запроса котировок предложение все же должно иметь положительную цену.
При указании страны происхождения товаров рекомендуется указывать полное наименование государства: «Россия» или «Российская Федерация», поскольку название должно соответствовать классификатору стран мира. Не рекомендуется указывать в качестве страны происхождения сокращенную аббревиатуру, например «РФ».
У крупных компаний зачастую производственные площадки находятся в разных странах. Поэтому могут возникнуть трудности при указании страны происхождения товара, поскольку не известно, с какого именно завода будет доставлена соответствующая партия. Для этих случаев существует правило, гласящее, что для одного товара всегда указывается одна страна.
При указании характеристик приборов, в документации заказчик должен разрешить указывать диапазон параметров. Это позволит избежать недопонимания, возникающего при указании средних показателей. Стоит учитывать, что все опечатки трактуются в пользу заказчика. Не рекомендуется предлагать в рамках закупки товар, отличающийся по своим характеристикам от указанных заказчиком, даже если предлагаемый товар имеет более высокие характеристики.
В рамках электронного аукциона количество протоколов разногласий не ограничено. Однако законодательно ограничен срок из разрешения. Он составляет 13 дней. За разъяснениями можно обратиться трижды. Замечания в протоколах разногласия должны отностится только к контрактам, в отношении которых есть разногласия. При помощи протокола разногласия заказчик может исправить ошибки, допущенные в документации.
Ошибки в документации
Если в документации были допущены ошибки, то Федеральная антимонопольная служба может вынести предписание об их исправлении. Если речь идет о заявках в рамках запроса котировок, то необходимо обратить внимание на то, что цена обязательно должна быть положительной. Например, в рамках электронного аукциона можно понижать цену, и в том числе, для получения заказа предлогать его выполнениеза доплату со стороны исполнителя. Но в рамках запроса котировок предложение все же должно иметь положительную цену.
При указании страны происхождения товаров рекомендуется указывать полное наименование государства: «Россия» или «Российская Федерация», поскольку название должно соответствовать классификатору стран мира. Не рекомендуется указывать в качестве страны происхождения сокращенную аббревиатуру, например «РФ».
У крупных компаний зачастую производственные площадки находятся в разных странах. Поэтому могут возникнуть трудности при указании страны происхождения товара, поскольку не известно, с какого именно завода будет доставлена соответствующая партия. Для этих случаев существует правило, гласящее, что для одного товара всегда указывается одна страна.
При указании характеристик приборов, в документации заказчик должен разрешить указывать диапазон параметров. Это позволит избежать недопонимания, возникающего при указании средних показателей. Стоит учитывать, что все опечатки трактуются в пользу заказчика. Не рекомендуется предлагать в рамках закупки товар, отличающийся по своим характеристикам от указанных заказчиком, даже если предлагаемый товар имеет более высокие характеристики.
В рамках электронного аукциона количество протоколов разногласий не ограничено. Однако законодательно ограничен срок из разрешения. Он составляет 13 дней. За разъяснениями можно обратиться трижды. Замечания в протоколах разногласия должны отностится только к контрактам, в отношении которых есть разногласия. При помощи протокола разногласия заказчик может исправить ошибки, допущенные в документации.