- КОАП

Существуют ли бонусы к пенсии за непрерывный стаж работы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Существуют ли бонусы к пенсии за непрерывный стаж работы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Какие пенсии есть в Беларуси

На это счет однозначно отвечает статья 4 закона «О пенсионном обеспечении. Все пенсии делятся на трудовые и социальные.

В число трудовых пенсий входят:

  • пенсии по возрасту – основной вид, то, что получает большинство работников по достижении пенсионного возраста, эти пенсии прямо зависят от стажа и прошлых заработков;
  • пенсии по инвалидности – эти пенсии тоже трудовые, назначают в связи с потерей трудоспособности, при наличии определенного рабочего стажа, согласно ст. 27 закона «О пенсионном обеспечении»;
  • пенсии потерявшим кормильца – здесь тоже учитывается прошлый стаж, этому виду пенсий посвящен IV раздет закона «О пенсионном обеспечении»;
  • пенсии за выслугу лет – эта категория подобна трудовым пенсиям, но назначается она работникам, связанным с авиацией, спортсменам, некоторым педагогам, артистам, подробней об этом написано в разделе V закона «О пенсионном обеспечении»
  • пенсии за особые заслуги перед республикой – последний и самый редкий вид трудовых пенсий, назначается индивидуально.

Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.

Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декаб­ря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.

По законодательству перерасчет осуществляется:

– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;

– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.

Какими вообще бывают пенсии?

Пенсии, связанные с завершением профессиональной деятельности, делятся на несколько видов. Вот основные из них.

Во-первых, трудовая пенсия по возрасту. Это самый распространенный вид пенсий, ее получают чуть более 2 миллионов белорусов. Такую пенсию назначают тем, кто отработал нужный стаж (об этом ниже) и достиг пенсионного возраста (в нынешнем году — 61,5 года для мужчин и 56,5 года для женщин, а к 2022 году он увеличится до 63 и 58 лет соответственно). По данным Минтруда, в сентябре средний размер пенсий по возрасту составил почти 447 рублей. Подчеркнем, что в этом тексте мы будем говорить именно о таких пенсиях.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет. Ее назначают некоторым категориям работников: например, работникам авиации, артистам, спортсменам, некоторым педагогам и медикам, госслужащим, силовикам. Как правило, чтобы получить возможность выйти на пенсию за выслугу лет, нужно отработать по такой специальности определенное количество лет и накопить необходимый общий стаж. Кстати, на такую пенсию еще и выходят раньше общеустановленного пенсионного возраста. По данным Минтруда, средняя пенсия за выслугу лет на конец 2018 года составила 519,9 рубля без учета пенсий силовиков.

И в-третьих, существует еще и профессиональная пенсия. Ее назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда. Система профессионального пенсионного страхования начала действовать с 1 января 2009 года, а накопление там осуществляется за счет специальных взносов работодателей.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский,

Я ипэшник, ремесленник, самозанятый. Как мне посчитают пенсию?

Для большинства белорусов, работающих по найму, система взносов в Фонд соцзащиты выглядит так: 1% удерживается из их зарплаты, еще 34% добавляет наниматель (из них 28% идут на пенсионное страхование, 6% — на социальное обеспечение). Но те, кто работает на себя, должны думать о своих взносах сами. Поэтому здесь все зависит от того, как вы платите взносы в Фонд соцзащиты.

Для индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов существует минимальный размер страховых взносов. Это 35% минимальной зарплаты по стране. Например, если ипэшник проработал весь прошлый год без перерывов, ему достаточно перечислить в Фонд соцзащиты 1281 рубль. Меньше — нельзя, больше — можно.

Самозанятые (те, кто работает без регистрации ИП — например, ремесленники, фотографы, репетиторы, уборщики и так далее) могут платить взносы по желанию и только на пенсионное страхование. Если такое желание есть, то взносы не могут быть меньше 29% минимальной зарплаты по стране.

Тем, кто работает на себя, нужно помнить о том, что размер страховых взносов влияет на будущую пенсию. Если вы платите взносы от минимальной зарплаты по стране, это заметно скажется на вашем пенсионном коэффициенте и уменьшит будущую пенсию. А самозанятые, решившие не платить страховые взносы, должны учитывать, что этот период работы вообще не будет учитываться в страховом стаже. В итоге можно не только получить маленькую пенсию, но и вовсе остаться без нее, если страхового стажа не хватит.

«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Читайте также:  Как написать жалобу в Роспотребнадзор / Советы экспертов

Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.

До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.

Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.

Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.

Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.

В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.

Бюджет прожиточного минимума

Базовый пример расчетов строиться исходя из того, что есть женщина 1960 года рождения, и у нее мало леи трудового стажа, то есть она может претендовать на получение пенсии только социальной (как раз в текущем году и собирает документы).

Страховой стаж у этой женщины 14 лет, но в 2021-м году она может перейти на новую систему для тех людей, у которых не полный страховой стаж. В ее случае размер пенсионных выплат составит 165 рублей – 85 % от базовой величины. Сверх 10 лет дается три дополнительных процента, отсюда и получается 85 %.

С учётом того, что вырастет минимальный страховой стаж до 18 лет, максимальный размер нового вида пенсии станет 183 рублей – 94 % от базового прожиточного минимума, именно такие подсчеты сделали власти.

Как Рассчитать Пенсию В Беларуси В 2021 Году

  • минимальной и социальной песни;
  • надбавок, доплат и повышений к пенсии;
  • пособий женщинам, которые своевременно встали на учет в медучреждение (до 12 недель беременности);
  • единовременных пособий, связанных с рождением ребенка;
  • пособий для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида;
  • пособий на детей в возрасте 3-18 лет во время воспитания малыша до 3 лет;
  • пособий для осуществляющих уход за инвалидом 1-й группы или гражданами, достигшими 80 лет.

Однако данное повышение не относится к трудовым пенсиям, так как их на их величину влияет изменение размера средней зарплаты сотрудников по республике.

С 1 февраля обновят данные по белорусам, не занятым в экономике. Те граждане, которые попадут в базу и располагают собственным жильем, будут оплачивать коммуналку ЖКХ исходя из полных тарифов.

Базу с нетрудоустроенными ежеквартально обновляют. Если гражданину необходимо представить в соответствующие органы документы о работе/учебе за рубежом, успеть это нужно в определенное число, то есть до 21.04, 21.07, 21.10, 21.01. К слову, в конце 2020-го А. Г. Лукашенко в рамках совещания по экономике дал распоряжение подключить милицию для поиска рабочих мест, если это понадобится.

В начала нынешнего года повышены тарифы на ТО и капремонт, домофоны, вывоз мусора, газо-, водо- и электроснабжение. В феврале уже каждый житель сможет заметить изменения по оплате коммуналки.

Отмечалось, что увеличение обслуживания коммунальных услуг будет осуществляться в 2 этапа. Запланировано очередное повышение на июнь. Для малоимущих граждан предусмотрены субсидии. Подобной господдержкой в 2020-м воспользовалось около 20,5 тыс. семей.

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

С января 2021 года изменится порядок исчисления социальных пенсий

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

В пенсионном законодательстве четко структурированы категории получателей пенсии, которые отличаются наличием трудового и страхового стажа, дополнительными заслугами.

Суммы дотаций от государства закреплены в нормативно-правовых актах, законах. Для каждого класса пенсии сформирован минимальный лимит, который рассчитывается, как «%» от величины прожиточного минимума.

Социальная пенсия по величине не сильно отличается от минимального размера пенсионных выплат, является их нижним пределом.

  • Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году

Для расчета пенсионного минимума требуется взять за отправную точку два показателя ПМ и минимальная пенсия по возрасту.

С заявителя потребуется в соответствующих органах предоставить личные документы, такие как:

  1. Паспорт, для удостоверения личности, места прописки и возраста.
  2. Для иностранцев вид на жительство.
  3. Если паспорт утерян – соответствующую форму от органов внутренних дел в отделе по месту прописки.
  4. Если социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца требуется добавить к минимальному пакету документов справку о смерти от службы, или решение суда, если гражданин считается без вести пропавшим.
  5. Также при потере кормильца или пенсии по инвалидности детям необходимо взять справку о составе семьи, а именно свидетельство о рождении детей.
  6. Выписку о нахождении на государственном обеспечении.
  7. Справку, которая гарантирует набавку или дополнительные выплаты.
Читайте также:  Программы господдержки для вашего бизнеса

Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — до Br289,16, инвалидам с детства II группы — Br249,73, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — Br223,44, инвалидам III группы — Br197,15, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста — Br131,44, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от Br210,3 до Br289,16. В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степень утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы. С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит Br258,92.

Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br262,87 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br315,44 (за двумя и более).

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2016 60 лет 55 лет
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 и последующие годы 63 года 58 лет

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Читайте также:  Закон о приеме детей в детский сад и его последние изменения

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Как рассчитываются пенсии в Беларуси: подробный рассказ

Из-за того, что минимальный страховой стаж, который нужен для получения пенсии, увеличился достаточно резко (в 2013 году он составлял всего 5 лет), многие люди попали в так называемую пенсионную ловушку. Получается, набрать нужное количество трудового стажа они смогли, а страхового — нет. По данным Минтруда, сейчас таких около 3,5 тысячи человек.

Чтобы сгладить ситуацию, власти снизили страховой стаж для некоторых категорий. Например, военным и силовикам, которые не отслужили нужное время и не могут получать пенсию за выслугу лет, достаточно 10 лет страхового стажа. Тем, кто ухаживал за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или человеком старше 80 лет, тоже достаточно 10 лет страхового стажа. Но при этом для них заметно увеличился общий трудовой стаж: он составляет уже 40/35 лет, а не 25/20.

Если страхового стажа не хватает, то и права на трудовую пенсию не будет. В такой ситуации назначают социальную пенсию. Она равна 50% бюджета прожиточного минимума, сейчас это 115,92 рубля (бюджет прожиточного минимума пересматривают раз в квартал, вместе с ним чуть прирастает и пенсия). Также стоит учитывать, что оформить социальную пенсию можно позже, чем обычную трудовую: для мужчин — в 65 лет, для женщин — в 60.

Здесь тоже придется довольствоваться социальной пенсией: 115,92 рубля. Назначат ее тоже позже: в 65 лет для мужчин и 60 — для женщин.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.

Отличия пенсионных систем России и Белоруссии

На самом деле, в пенсионных системах двух стран нет большого количества отличий. И в России, и в Белоруссии пенсия начисляется по достижению определенного возраста при наличии у человека нужного количества отчислений в фонд социального страхования. Также в обеих странах небольшое пособие вправе получать инвалиды, нетрудоспособные лица и граждане, не имеющие достаточного стажа трудовой деятельности.

По большому счету, основными различиями является то, что пенсия в Белоруссии зависит в основном от стажа и размера страховых взносов. В России же определяющим показателем является пенсионный капитал. Дополнительно можно отметить, что в Беларуси порядок расчета пенсионных выплат для граждан, работающих в тяжелых условиях, производится немного по другой схеме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *