- КОАП

Способы и средства защиты прав предпринимателей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы и средства защиты прав предпринимателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

От кого защищать предпринимателя

Сама защита предпринимателей в каждом конкретном случае строится в зависимости от потенциальных угроз. Условно её можно разделить на следующие группы:

  • От противоправных действий со стороны государственных или муниципальных структур. В данном случае существует законодательная основа защиты в виде различных инструкций, регламентов, положений и т.д. К примеру, на данный момент в России действует обязательная процедура предварительного уведомления предпринимателей о предстоящей проверке надзорными и контролирующими органами, также существует законодательный запрет на проведение плановых проверок субъектов предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации.
  • От противоправных действий персонала – здесь меры правовой защиты, предусмотренные трудовым законодательством сочетаются с дополнительными мерами, например, проверка кандидатов, установка технических средств слежения за персоналом. Например, предприниматель вправе включить в трудовой договор с работником пункт о его материальной ответственности, а также предварительно провести проверку подлинности представленного кандидатом на вакансию диплома.
  • От противоправных действий контрагентов – тоже в большей степени обеспечиваются существующими нормами гражданского законодательства, но могут дополняться и иными мерами информационно-правового характера. К примеру, предприниматель составляет договор с учетом положений ГК РФ, где указываются все формы ответственности сторон в случае неисполнения своих обязательств, в то же время он может из открытых источников проверить благонадежность контрагента, установив подлинность представленных документов, получив отзывы от других партнеров.
  • От противоправных действий конкурентов – защита как на уровне законодательства, например, закон о защите конкуренции, существование Федеральной антимонопольной службы, так и на локальном уровне, к примеру, введение режима коммерческой тайны.
  • От противоправных действий клиентов – сочетает в себе элементы законодательного регулирования отношений между сторонами сделки, а также введение дополнительных мер обеспечение безопасности, к примеру, установку системы видеонаблюдения в торговом зале.
  • От противоправных действий злоумышленников – чаще всего это защита имущественных интересов, которые могут пострадать в результате совершения в отношении ТМЦ преступных деяний. Здесь также осуществляется защита, как на уровне законодательства, так и на уровне самого предпринимателя, формирующего определенный уровень безопасности.

Часть 2 ст. 13 АПК РФ

По сути, в данном случае речь идет о выборе нормы права для применения в конкретном деле, что производится судебными органами, исходя из общеправовых принципов разрешения коллизий в праве, о которых уже говорилось.

От признания нормативных актов недействующими указанный способ защиты отличается тем, что, во-первых, требование о неприменении нормативного акта не является предметом спора и соответственно его удовлетворение или отказ в удовлетворении фиксируется в мотивировочной, а не в резолютивной части решения суда, во-вторых, неприменение судом нормативного акта не означает, что этот акт больше применению не подлежит.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации или об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Дела, предусмотренные ст. 33, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Однако, исходя из актов судебно-арбитражной практики, необходимо учитывать, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года N 11).

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами, По моему мнению, такой подход Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ напрямую противоречит ч. 2 ст. 33 АПК РФ.

Данную категорию дел необходимо отличать от дел, связанных с обжалованием отказа либо уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также от государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Эти дела относятся к делам об обжаловании актов ненормативного характера государственных органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

См., например: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 года N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Читайте также:  Глава 32 НК РФ. Налог на имущество физических лиц (действующая редакция)

Когда возникает необходимость в защите прав предпринимателя

Необходимость в защите интересов предпринимателей появляется, когда конкурент, или государство, или потребитель нарушают законные права ИП. Если возникает спорная ситуация, помощь от знающего юридические тонкости защитника просто необходима. Малый бизнес в России может испытывать сильное давление, а потому перед открытием собственного дела стоит ознакомиться с предпринимательскими правами и обязанностями. Но неопытный бизнесмен не всегда с первого взгляда понимает, что его права были нарушены. Нарушения также происходят со стороны сотрудников, и предприниматель-новичок зачастую не осознает этого.

Защита происходит с привлечением судебных органов или как предупреждение, когда судебные органы не привлекают. Во втором случае нарушенные права восстанавливают посредством переговоров, заявлениями в различные органы надзора. Во многих случаях, особенно если нарушителями являются сторонние преступные лица, требуется судебное разбирательство. Предприниматель подает иск в суд, после чего может защищать себя в процессе судебного разбирательства сам или привлечь обученных юристов. Судебная защита предпринимателей происходит в закрепленных законом формах с использованием различных способов.

Способы защиты прав предпринимателей

Способы защиты прав предпринимателей — это закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера. Целью применения этих мер является признание (или восстановление) оспариваемых (или нарушенных) прав предпринимателя. В результате применения данных действий происходит воздействие на нарушителя законных прав.

1. Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — комплекс мер для защиты прав и интересов предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами (материального права).

По целям материально-правовые способы защиты прав предпринимателей делятся на такие группы:

  • восстановительные;
  • штрафные;
  • пресекательные.

Восстановительные способы защиты прав предпринимателей направлены на признание определенных прав за субъектом и (или) на восстановление его прав (до нарушения).
К восстановительным способам относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной (с устранением последствий);
  • признание права;
  • возмещение убытков и компенсации (например, за нанесение морального ущерба).

Штрафные способы защиты прав предпринимателей предусматривают применение установленных мер ответственности (санкций) по отношению к нарушителю прав за противоправное поведение.

К штрафным способам относятся:

  • обращения по конфискации;
  • обращения по взысканию неустойки (процентов).

Пресекательные способы связаны с прекращением противоправных действий в принудительном порядке.

К пресекательным способам относятся:

  • признание акта государственного органа не действительным;
  • не применение в судебном порядке акта государственного органа, который противоречит действующему законодательству РФ.

2. Процессуальные способы обеспечивают защиту прав предпринимателей при рассмотрении споров, касающихся нарушенных прав.

К процессуальным способам относятся:

  • право установления компетентного органа при разрешении споров (в договорном порядке);
  • право обращения к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей.

Федеральный закон о защите прав предпринимателей

В декабре 2012 года Президент РФ подписал закон федерального значения «О защите прав предпринимателей» (294-ФЗ). Нормативный акт содержит свод обязательных норм и правил, регулирующих отношения бизнес-субъектов с контролирующими органами. Документ направлен на обеспечение соблюдения законности и объективного подхода при проведении проверок компаний различного масштаба и ИП.

В законодательном акте указаны основания для проверок бизнеса, характер, форма, сроки и методы проведения контрольных мероприятий. Пренебрежение нормами данного законодательного акта могут трактоваться как нарушение прав предпринимателя. В большинстве случаев результат проверки аннулируется, а сотрудники контролирующих органов, допустившие нарушения регламента НПА, привлекаются к ответственности. На страже прав предпринимателей стоят и другие законы и правовые акты РФ.

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386
Читайте также:  Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете

Плюсы и минусы НПД 2023

Среди явных плюсов спецрежима выделяют:

  • упрощенную процедуру регистрации;
  • легализацию доходов самозанятых и возможность их подтверждать путем оформления справки о доходах;
  • возможность совмещать НПД и основную работу по трудовому договору;
  • отсутствие отчетности, деклараций, онлайн-касс;
  • выгодные малые ставки налога;
  • автоматический расчет налогов к уплате;
  • вычет 10 тыс. р. (для всех);
  • высвобождение от уплаты взносов.

К основным минусам причисляют:

  • лимит по годовому доходу;
  • запрет по найму работников;
  • отсутствие соцгарантий;
  • ограничения по видам деятельности;
  • запрет на торговлю подакцизной продукцией, товарами с маркировкой;
  • только помесячная уплата налога (поквартально, к примеру, нельзя);
  • при неуплате взносов ОПС – отсутствие стажа.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.

Кроме того, проверки подразделяются на:

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Читайте также:  Семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных

Особенности защиты прав предпринимателей

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.

Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Категории риска и освобождение от плановых проверок

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Права индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Обжалование действий должностных лиц органов государственного контроля является крайней мерой для индивидуальных предпринимателей, но, по мнению судей, п. 4 ст. 21 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено право обжаловать действия должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав при проведении проверок. Таким образом, законодатель прямо предусмотрел возможность оспаривания действий контролирующего органа при условии нарушения прав и охраняемых законом интересов юридического лица и индивидуального предпринимателя и правовые последствия нарушения требований вышеуказанного Закона (в конкретном случае речь идет о приказе департамента Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства РФ).

Задачи, способы и механизм защиты прав и законных интересов предпринимателей

Необходимость правовой защиты хозяйствующих субъектов предопределена самой сущностью экономических отношений. В условиях рыночной экономики возможные риски хозяйствования падают на предпринимателей, которые рискуют не только своими капиталами, вложенными в дело, но и результатами труда и средствами многих лиц, связанных с ними и стоящих за ними как за товаровладельцами и производителями. Риск предпринимателя — это не только возможность наступления неблагоприятных последствий вследствие стихийных бедствий, случайного стечения обстоятельств, изменения общей экономической и политической ситуации, но еще и возможность ущемления его прав и интересов со стороны третьих лиц, включая само государство.

Поэтому правовой режим предпринимательства ориентирован на решение следующих основных задач.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно действующему закону в России существует три способа защиты прав владельцев бизнеса:

  • Защита материального права

Способ разделяется на пресекающий (против незаконных действий), восстановительный (признание прав, которые были оспорены) и штрафной.

  • Процессуальная защита

Происходит в суде и осуществляется органами судопроизводства.

  • Самозащита

Применяется заранее, не дожидаясь никаких нарушений (с условием соразмерности нарушений).

Формы бывают судебные и внесудебные. В первом случае происходит восстановление прав через суд общей юрисдикции, арбитражных и конституционных судов. Во втором случае — мировое соглашение или помощь нотариуса.

Для решения любых правовых вопросов предприниматель может оформить юридическое обслуживание бизнеса и правовые вопросы будут решать уже специалисты в этой области. При этом нужно учитывать закон, в котором прописано о том, кто не имеет права заниматься юридической деятельностью. А именно:

  1. Недееспособные лица;
  2. Лица, имеющие судимость.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *