Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стоит ли идти в магистратуру и поможет ли это найти работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, если выбирать между возможностью поступить в магистратуру бесплатно и платить за второе высшее, то первое обойдется дешевле. Обычно обучение на бакалавриате оценивается дешевле, чем в магистратуре. По закону, человек имеет право один раз учиться бесплатно на каждой ступени высшего образования. Если его по каким-либо причинам не устраивает вуз, то можно попробовать подать документы в другой – тоже на бюджет.
Преимущества магистратуры в качестве второго высшего образования
Основным достоинством магистратуры в качестве второго высшего выступает возможность получения знаний по новой специальности и повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Среди выпускников ИБДА РАНХиГС много тех, кто занимает хорошие позиции в зарубежных и российских компаниях и весьма успешен в профессиональной деятельности.
Для многих выпускников бакалавриата бывает весьма актуальным получение магистерской степени по второму направлению, отличному от их основной специализации. Это дает возможность расширения сферы деятельности и полномочий.
ИБДА РАНХиГС предлагает абитуриентам поступить в магистратуру по различным программам. Вы можете продолжить получать знания по выбранной специальности или освоить новую профессию. Диплом, подтверждающий степень магистра, открывает широкие возможности тем, кто стремится достичь высот в карьере как в отечественных, так и в зарубежных компаниях. Соискатели, окончившие магистратуру, имеют конкурентное преимущество среди других претендентов на должности в крупных холдингах и корпорациях. Уже сейчас в Москве и прочих крупных городах мира в госструктурах и бизнес-сфере существуют должности, на которые рассматриваются только соискатели с дипломом магистратуры.
Самый классический вариант продолжения высшего образования для амбициозных ребят, готовых сделать свой вклад в науку. Для поступления в аспирантуру необходимо сдать три экзамена: иностранный язык, философию и историю науки, профильный предмет по специальности. Обучение в очной аспирантуре длится 3 года, в заочной — 4 года. В дневной бюджетной аспирантуре аспирант получает стипендию (итого за год 13 = 12 обычных + одна дотация «на книги»). В течение обучения аспирант делает несколько основных вещей:
- готовит своё самостоятельное научное исследование (диссертацию) для соискания учёной степени кандидата наук;
- отрабатывает обязательную преподавательскую практику (оплачиваемую);
- работает с научным руководителем, источниками, ведущей организацией и т.д., пишет отчёты по специальным формам;
- выступает на конференциях и симпозиумах;
- собирает ВАК-овские публикации в специальных аккредитованных журналах;
- сдаёт три кандидатских экзамена (те же, что и при поступлении, только с более высоким уровнем теоретической подготовки и научного знания + перевод научной литературы).
По окончании аспирантуры (в том числе досрочном или продлённом при определённых обстоятельствах) аспирант защищает (или не защищает) кандидатскую диссертацию и спустя какое-то время получает заветное удостоверение кандидата наук, а при достижении нужных успехов в преподавании и разработке методических пособий ещё и звание доцента.
Правда, скучно? И даже немного пахнет старыми книгами, библиотечным сукном и клеем заказных конвертов. Но всё меняется, когда приходит она — армия! Из приюта тех, кто ботает, аспирантура становится предметом лютой конкуренции со стороны парней, не желающих служить. При этом им обязательно нужна именно очная аспирантура, а в ней предательски мало мест на любой кафедре. Если добавить немного блата, коррупционной составляющей, симпатий со стороны комиссии, то шансы тают…
На самом деле, есть несколько советов для поступающих в аспирантуру с любой целью.
- Готовьтесь заранее, чем раньше — тем лучше. Пишите статьи в студенческие научные сборники, участвуйте в конкурсах НИРС, выступайте на конференциях и т.д. Вас должно быть видно в научном сообществе вуза.
- Выберите себе кафедру, специальность и узкую тему, чтобы развивать её в курсовых, НИРС-ах, дипломе, а затем и в диссертации. Дело в том, что вузу, кафедре и вашему научному руководителю важно, чтобы были результативные защиты, а студент с настолько серьёзным подходом — практически гарант ещё одной успешной защиты, и при прочих равных выберут вас. Это прямо главный, очень весомый фактор — верите или нет, но он весомее денег и связей.
- Не тяните с подготовкой к вступительным экзаменам — они настигнут вас почти сразу после диплома, и это очень некстати. Хотя сдавать их достаточно просто: комиссия знакомая, ещё свежи в голове госы, иностранный язык можно сдавать тот, которым вы лучше всего владеете (например, у меня был французский — и рядом с «троечной» толпой «англичан» это был джекпот. Более того, по опыту работы с аспирантами знаю, что многие специально за 2 года до поступления начинают учить другой язык, чтобы набрать лишний балл).
Одно и второе образование высшее: магистратура – вторая ступень, бакалавриат – первая. Иногда бывает, что первое поступление было неудачным и человек попал не в свою профессию. Работать по первому диплому он не собирается. Здесь уже все-равно, куда идти, лишь бы заниматься тем, что ближе к сердцу.
Общим может быть университет, в рамках которого студент будет получать образование. Если устраивает уровень знаний, можно продолжать учиться по своей специальности дальше или выбирать смежную. Кстати, сейчас выгодно иметь несколько квалификаций или профессий.
Поступление может быть платным – как магистратура, так и второе высшее. Бывает, что бесплатной магистратуры нет, или все места уже заняты льготниками.
ИТОГ – стоит ли идти в магистратуру
Сказать однозначно, стоит ли идти в магистратуру, не представляется возможным. Бывают совершенно разные причины, которые могут быть важными для людей. Например, если студент хочет стать преподавателем или ученым, то ему обязательно нужно идти в магистратуру.
Однако если вас заставляют поступать против вашей воли, то стоит подумать. Готовы ли вы потратить 2-3 года на получение диплома, который будет лежать всю жизнь в далеком углу и пылиться?
Можем сказать одно, если вы все-таки решите поступать в магистратуру, то учитесь не ради кого-то, а ради себя. Не тратьте свое время впустую, а узнавайте новую информацию и впитывайте в себя все знания.
Подготовка кадров высшей квалификации
АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.
Какой ступенью образования является магистратура
Согласно Болонской системе, которая функционирует в России с 2011 года, обучение в институте является ступенчатым: первые четыре года – бакалавриат, последующие два – магистратура. Она не является обязательной составляющей образования, но на многие руководящие должности обязательно требуется диплом магистра, а не бакалавра. Она считается второй ступенью высшего образования и является основанием для поступления в аспирантуру и дальнейшего получения научной степени.
Считается ли магистратура вторым высшим образованием? Если студент закончил бакалавриат и получил соответствующий диплом – то нет: она является повышением ступени первого высшего образования. Также она не будет им считаться в том случае, если поступление осуществляется на основании диплома специалиста, который был выдан до введения Болонской системы.
Преимущества и недостатки
Обучение в магистратуре отличается следующими преимуществами:
- возможность получить более узкую квалификацию, чем на бакалавриате или специалитете, освоить смежную специальность или полностью сменить направление в зависимости от желания студента;
- более углубленное изучение выбранной специальности;
- возможность трудоустройства на высокооплачиваемые должности, где недостаточно диплома бакалавра;
- старт для научной деятельности и будущего получения степени;
- большое количество практический занятий по сравнению с бакалавриатом;
- получение опыта в преподавательской деятельности;
- возможность совмещать магистратуру с работой без пропусков, так как количество аудиторных занятий сокращено;
- сохранение всех студенческих привилегий: общежития, отсрочки от армии, льготного проезда.
К недостаткам можно отнести:
- разрыв в знаниях студентов – некоторые меняют вуз, поступают на другую специальность, в то время как у части группы имеются более углубленные навыки;
- высокая нагрузка несмотря на снижение количества пар;
- самостоятельная подготовка, когда преподаватель принимает мало участия в учебном процессе и не разъясняет некоторые темы;
- отсутствие достаточной квалификации у преподавателей в некоторых вузах.
Понять, что такое магистратура, можно при сравнении новой системы получения знаний с распространенной в России ранее. До недавнего времени просвещение происходило на протяжении пяти лет, по итогу которых выпускник считался специалистом.
Категоризировалась эта подготовка как специалитет. Сегодня многоуровневая система предполагает несколько этапов обучения. Основа или первый этап в виде бакалавриата является законченным высшим образованием. Точнее его первой ступенью. Затем следует магистратура.
Болонская схема предполагает следующую поэтапность в обучении:
- Бакалавриат — 4 года.
- Магистратура — 2 года.
- Аспирантура — 3 года.
Кроме сопоставления с существовавшей ранее системой понятие магистратуры раскрывается и при ее сравнении с бакалавриатом. Последний представляется в виде нескольких курсов с прохождением общих дисциплин, но в своем направлении (филологическим, техническом и т.д.). Здесь преподаются более углубленные знания, чем в школе, но они не являются адаптированными и глубинными по определенной специальности. Магистратура же выступает первым шагом к научной деятельности и профилирует обучающегося по конкретной специализации.
Магистратура это источник получения степени, которую нельзя обозначить как ученую в полном смысле такой терминологии. Скорее здесь более уместно применение словосочетания «академическая степень». В дипломе выпускающегося магистра будет указано слово «степень» в скобках рядом с наименованием документа.
Тем не менее магистратура наряду с получаемой здесь спецификацией является и неким превью для получения в дальнейшем ученой степени без оговорок. Последнее реализуется посредством поступления в аспирантуру после окончания магистрата. Магистратура это продолжение полученного человеком ранее высшего образования. Его вторая ступень, углубление знаний в конкретной области, но не вторая «вышка» и не обязывающая к поступлению в аспирантуру фаза. Тем не менее именно она является проходным билетом для получения ученой степени в аспирантуре. После чего выпускник может заниматься полноценной научной деятельностью.
Структура высшего образования в России (три ступени)
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше? Нужна ли магистратура после бакалавриата в России?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, каких целей хочется достигнуть в результате обучения. Для того чтобы устроиться на работу, вполне хватит и уровня бакалавра. Но есть некоторые специальности, карьерный рост в которых невозможен без получения статуса магистра. В частности судьей может стать только выпускник магистратуры или специалитета, защитивший работу по юриспруденции. Каждому, кто осваивает ту или иную профессию, заранее известно о подобных нюансах.
Начав обучение с первой ступени образования, невозможно сразу перескочить на третью. Иными словами – без магистратуры бакалавр не сможет стать аспирантом. Магистратура помогает также в том случае, если после ее окончания есть желание уехать из страны, например, в страны Европы. Найти работу, имея статус магистра, будет гораздо проще.
У каждого существуют свои цели, мотивы и возможности, поэтому обучение в магистратуре является сугубо индивидуальным вопросом, который решается самостоятельно. Две абсолютно разных ступени образования, магистратура и аспирантура, отличаются не только статусом их выпускников, но и уровнем полученных знаний, умений и навыков. Принимать решение о том, нужно ли продолжать дальнейшее обучение необходимо со всей ответственностью. Ни в коем случае нельзя относиться к своей работе над получением статуса магистра или кандидата наук спустя рукава (да и вряд ли это получится). Страна должна иметь только высококвалифицированных специалистов, каждый из которых соответствует полученному статусу.
Какую аспирантуру лучше выбрать, где проходить обучение — в России или за рубежом, вы узнаете из интересного видео.
Магистратура: это полное высшее
Говорить в данном случае о полном высшем образовании следует при уточнении понимания такового. В своем законченном виде и бакалавриат и бакалавриат+магистратура характеризуются как высшее образование. Выявляется лишь разница в цели применения знаний. Для многих подходящим уровнем останется степень бакалавра. Те, кто захочет углубить полученные ранее знания, пойдут в магистры.
Магистратура это не существующее само по себе высшее образование. Степень получается исключительно на предыдущей фазе обучения. Поэтому эти два года не идут отдельной линией и не считаются отдельным высшим образованием. Это продолжение обучения. Не стоит забывать и о наличии аспирантуры, как следующей ступени «вышки». Оконченная магистратура это неплохой плацдарм для нее, но не обязывающий к продолжению учебы.
Несоответствие количества лет по сравнению с предыдущей системой специалитета вызывает много вопросов относительно уровня сегодняшнего образования. Ее понижение до бакалавриата не является вполне правомерным, поскольку отличается даже количество лет для обучения. Тем не менее это скорее теоретическое сравнение. Выпускник специалитета не может в полной мере называться магистром. Ему следует сначала пройти соответствующее обучение. И в этом плане специалитет приравнивается именно к бакалавриату.
Форма обучения в магистратуре
В целом методика обучения в магистратуре сейчас стандартная. Слушателю предстоит посещать аудиторные занятия и заниматься практической деятельностью. Молодые люди пытаются совмещать такое обучение с работой, но это не так просто на очной форме, как и при обучении на бакалавриате. А в некотором плане даже сложнее из-за углубленного изучения специальности.
Таким образом, не стоит думать о том, что магистратура это некая прикладная стадия обучения. Ее форма также может быть очной и заочной. Учебе предстоит уделять много времени. Неплохим выходом становится откладывание процесса построения карьеры на некоторое время. Поддержание приемлемого образа жизни параллельно учебе можно добиться при помощи работы со свободным графиком. Зато потраченное время в дальнейшем позволит добиться больших успехов в получении желаемой работы. Альтернативой становится поступление на заочное отделение с полноценным рабочим графиком на месте своего трудоустройства.
Основные отличия магистратуры от второго высшего образования
Учёба в магистратуре сильно отличается от получения второго высшего образования. Разница выглядит так:
- Поступить в магистратуру можно не только на платную, но и на бесплатную (бюджетную основу). В случае со вторым высшим образованием – получить его можно только на платной основе.
- Срок обучения в магистратуре в большинстве случаев составляет 2-2,5 года. Для обучения на втором высшем образовании этот срок является минимальным.
- Получить степень магистра можно по тем же направлениям, что и степень бакалавра. При поступлении на вторую специальность возможно выбрать любое направление – даже если оно будет существенно отличаться от имеющегося.
- Для желающих получить второе высшее образование доступны все формы обучения, магистратура предполагает только две из них – очную и заочную.
Подать заявление о поступлении в институт онлайн!
На стыке старого и нового
Болонский процесс имеет ряд плюсов и минусов.
Прежде всего, единое образовательное пространство в высшем образовании – это возможность перемещаться по многим странам и осуществлять там профессиональную деятельность.
Также это прекрасная предпосылка для международного сотрудничества университетов, обмена студентами и стажировки преподавателей.
Главный минус реформ – сложившаяся путаница в системе высшего образования. Работодатель не знает, что ему делать с магистрами и бакалаврами. Он привык к специалистам.
В целом упали престиж и качество высшего образования. Появилось много людей, имеющих по 3–4 высших образования.
Всегда настораживают резкие смены курса. Также и здесь. Ведь прежняя система складывалась десятилетиями и имела ряд достоинств. Теперь придется все начинать сначала.
Кроме того, реформа «навязывается» сверху. Никто не спрашивал, нужно ли это студентам и преподавателям.
Особенности получения второго диплома магистра
Опуская сухую юридическую терминологию, но основываясь на статьях 273-ФЗ, регламентирующих работу магистрата в России, подытожим:
- первая практика магистрата – первое высшее (после прохождения первой ступени подготовки, на текущий момент это бакалавриат);
- освоение смежной профессии магистром на магистратуре – 2-е высшее;
- специалитет работает по отдельным правилам: для носителей дипломов старого образца («дипломированный специалист», выдавались до 2013 г.) действуют те же правила, что для бакалавров (магистратура – часть программы непрерывного обучения, первая профессиональная подготовка). Специалисты «образца» после 2010–2013 гг. заканчивают магистрат по программе 2-го высшего.