Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опасный возраст — детские травмы в первый год жизни». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние десятилетия показатели выживания, питания и образования детей существенно улучшились. Однако прогресс в отношении показателей здоровья и благополучия детей в соответствии с Целями в области устойчивого развития (ЦУР) в настоящее время затормозился. На сегодняшний день ни в одной стране не созданы условия, необходимые для того, чтобы каждый ребенок мог расти и иметь здоровое будущее.
Основные риски для здоровья
Экологические угрозы
Выбросы парниковых газов, ведущие к изменению климата, представляют существенную угрозу для жизни всех детей. Сегодняшней жизни детей и их будущему существованию угрожают повышение уровня моря, экстремальные погодные явления, отсутствие продовольственной безопасности и надежного доступа к воде, тепловой стресс, новые инфекционные болезни и крупномасштабная миграция населения. Сегодня эти проблемы уже затрагивают сотни миллионов детей.
Необходимы срочные действия для сокращения выбросов углерода, с тем чтобы ограничить потепление на уровне 1,5°C и осуществлять положения Парижского соглашения об изменении климата 2016 г.
Загрязнение воздуха как внутри, так и вне помещений, по оценкам, приводит к 7 миллионам случаев смерти в год (2016 г.). Загрязнение воздуха связано с плохим респираторным здоровьем детей; оно приводит к поражению легких и мозга и повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, диабета второго типа и метаболического синдрома на протяжении всей жизни ребенка.
Риски для здоровья, связанные с изменением климата, усугубляются для 40% детей в мире, которые живут в неформальных поселениях, где плохое жилье, перенаселенность, опасные места, нездоровые условия жизни, нищета и ограниченный доступ к основным услугам могут причинить вред их здоровью и благополучию.
Ожирение и неинфекционные заболевания
Быстрый рост уровней распространенности ожирения среди детей является одной из наиболее серьезных проблем общественного здравоохранения в XXI веке – число детей и подростков, страдающих ожирением, возросло более чем в 10 раз с 11 миллионов в 1975 г. до 124 миллионов в 2016 г.
Дети часто подвергаются воздействию вредного коммерческого маркетинга, поскольку они, как правило, видят десятки тысяч рекламных объявлений в год в отношении веществ, вызывающих привыкание, и нездоровых товаров, включая фаст-фуд и сахаросодержащие напитки, которые способствуют развитию ожирения и хронических заболеваний, а также воздействию игровых услуг в режиме онлайн, которые могут нанести вред их отношениям, успеваемости в школе и психическому здоровью.
Маркетинг и ненадлежащее использование заменителей грудного молока (молочных смесей) – отрасль, оцениваемая в 70 млрд долл. США, – связаны с пониженным интеллектом, ожирением, повышенным риском диабета и других неинфекционных заболеваний, что, по оценкам, обходится обществу в 302 млрд долл. США.
- Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в некоторых странах дети в течение одного года только по телевизору видят до 30 000 рекламных объявлений, многие из которых касаются вредных продуктов.
- Обзор 23 исследований, проведенных в Латинской Америке, показал, что воздействие рекламы связано с тем, что семьи и дети с избыточным весом и ожирением предпочитают и покупают нездоровые продукты питания.
- В выборке пятилетних и шестилетних детей из Бразилии, Индии, Китая, Нигерии и Пакистана 68% детей могли идентифицировать как минимум одну марку сигарет; в России этот показатель составил 50%, а в Китае – 86%.
- По данным исследования с участием детей в возрасте от 11 до 14 лет из Лос-Анджелеса, США, афроамериканская молодежь подвергалась воздействию в среднем 4-1 рекламы алкоголя в день.
- В Иране в рекламе продуктов питания в рамках детских программ доминируют продукты, потенциально вредные для здоровья полости рта, как и почти в двух третях рекламных сообщений о продуктах питания, демонстрируемых по детскому телевидению в Соединенном Королевстве.
Коммерческие угрозы для здоровья детей опасно недооцениваются. Высокие уровни воздействия на детей в режиме онлайн могут также причинять им вред, когда компании покупают и продают их профили для целей коммерческой ориентации. Дети также подвергаются издевательствам и эксплуатации и вступают в контакты с преступниками и сексуальными маньяками.
Профилактика бытового и уличного травматизма
1. Ссадины, ушибы, гематомы; переломы; черепно-мозговая травма.
Основной источник подобных травм – столкновения с углом или стеной, падения и драки.
Как правило, дети ударяются, бегая по квартире. Рекомендуется выделить ребёнку место для игры и очистить его от острых углов. Также рекомендуется не заставлять коридор лишними вещами. Наконец, необходимо следить за тем, чтобы на полу, на проходе не лежали посторонние вещи, в том числе игрушки.
Вторая важная причина – падение. Пока ребёнок маленький, родителям необходимо следить, чтобы он не забирался высоко. Опасность для 8–12-месячного ребёнка представляют даже диван, кровать или стул.
Наибольшую опасность представляют окна!
Следите, чтобы ребёнок не залезал и не вставал на подоконник. Закрывайте окна, если в комнате маленький ребёнок. Пластиковые окна допустимо открывать на зимнее проветривание. Объясните подросшему ребёнку, что опираться на стекло или москитную сетку – опасно для жизни!
2. Раны.
Основной источник ран, порезов – острые предметы, такие как ножи, ножницы, осколки стекла или посуды и др. Важно запрещать детям кидаться камнями на улице, наступать на гвозди, консервные банки и др. острые предметы, баловаться с ножами и ножницами, ходить с ними, повернув лезвием к себе. Запрет необходимо сопровождать объяснением, ребёнок должен понимать, что подобные «игры» опасны для его здоровья и жизни.
3. Ожоги.
Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу.
Необходимо следить, чтобы ребёнок не мог добраться до горячих предметов: плиты, еды или напитков, посуды, утюга, – а также от открытого огня: свечей, камина, костра или пожара, взрывающихся петард и т.д. Ни в коем случае нельзя оставлять в доступном месте легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, бенгальские огни и петарды.
Безопасная плита. Наиболее безопасны индукционные плиты, однако они стоят далеко не во всех квартирах. Чтобы не допустить ожог или воспламенение, рекомендуется закрывать дверь кухни на защёлку, чтобы ребёнок не мог туда проникнуть, либо снимать с плиты ручки – это не даст ребёнку включить конфорку или духовку.
4. Удушье от малых предметов.
Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками, всю еду следует давать измельчённой. Во время еды за детьми необходимо присматривать.
Маленьким детям нельзя давать для игры мелкие вещи (пуговицы, игрушки из шоколадных яиц или автоматов и др.), а также предметы и игрушки, состоящие из мелких деталей, которые отделяются дуг от друга. Подросшим (с двух-трёх лет) детям необходимо объяснить, что мелкие предметы нельзя засовывать в нос или играть ими во рту.
5. Отравление бытовыми химическими веществами.
Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
6. Поражение электрическим током.
Дети могут получить серьёзные повреждения, воткнув пальцы или другие предметы в электрические розетки; их нужно закрывать, чтобы предотвратить травмирование. Электрические провода должны быть недоступны детям, на всех проводах в доме должна быть исправна изоляция, желательно убирать провода в короба или под плинтусы. Важно объяснить ребёнку опасность игры с проводами и электроприборами.
7. Утопление.
Как правило, родители боятся за своих детей, отпуская на открытый водоём или в бассейн. Однако опасность представляют также ванна и колодец, а для маленьких детей и ведро, таз или раковина с водой, бочок унитаза, даже сам унитаз. Необходимо присматривать за ребёнком во время купания, нельзя оставлять маленьких детей наедине с ёмкостями, полными воды, отпускать детей одних к колодцу. Кроме того, следует учить ребёнка плавать, начиная с раннего возраста, и обучить правилам поведения в бассейне, ванне и на открытом водоёме.
Профилактика спортивного травматизма и заболеваний.
Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:
- Знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений;
- Разработка мер по предупреждению спортивных травм.
Причины спортивных травм:
- неправильная организация занятий;
- недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
- неудовлетворительное состояние мест занятий и спортивного оборудования;
- неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.
- нарушение правил врачебного контроля, который имеет большое значение в профилактике травматизма.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми
- Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
- Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
- Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
- Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
- Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
- Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
- Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
- Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
Инфекционные заболевания в детском возрасте
Начиная посещать общеобразовательное учреждение, ребенок сталкивается с новыми вирусами. Первое время частота ОРВИ может впечатлять родителей, но если малыш переносит болезнь без осложнений, быстро восстанавливается, и «светлые» промежутки между эпизодами насморка, кашля, температуры становятся все длиннее – переживать не стоит. Американские ученые допускают, что соматически здоровый ребенок может переносить респираторную инфекцию до 10-12 раз в год, и российские – до 6 раз в год.
Детские карантинные инфекции
Но стоит ли «махнуть рукой» и ждать, когда ребенок перерастет ОРВИ и натренирует иммунитет? Скорее, нет, Да, в раннем возрасте защитные силы организма не работают в полную силу: иммунная память еще не пополнилась сведениями бактериях и вирусах. Но есть инфекционные заболевания, опасные для жизни и здоровья малыша, и очень быстро распространяющиеся в группах, классах, с формированием вспышек или эпидемий. Это так называемые детские карантинные инфекции:
- корь;
- скарлатина;
- коклюш:
- дифтерия;
- ветряная оспа;
- полиомиелит;
- пневмококковая инфекция;
- гемофильная инфекция;
- менингококковая инфекция;
- эпидемический паротит.
Но от большинства этих инфекций уже есть прививки, включенные в национальный календарь. Это означает, что при заблаговременной вакцинации достаточного числа детей можно избежать распространения заболевания.
Безопасность детей в доме
Выбирая детям игрушки, следуйте рекомендациям производителей. Малышам нельзя давать игрушки, мозаику и конструктор с мелкими деталями. Они могут проглотить их, засунуть в нос или ушки. Хрупкие и острые предметы, все, что может поранить ребенка или то, что помещается во рту, нужно держать в недоступном месте, обеспечивая тем самым безопасность детей.
Малыши любят залезать на кровать, стулья, столы, подоконники. Поэтому защитите все острые углы специальными накладками. Мебель лучше расставлять так, чтобы ребенок при возможном падении не поранился, не разбил стеклянные дверцы или зеркала. На окнах нужно устанавливать фиксаторы, чтобы малыш не мог их легко распахнуть. В коттеджах обычно делают калитки на лестницах и дополнительные перила для детей, на балконах устанавливают частую решетку.
Убирайте спички и зажигалки в недоступные места. Следите, чтобы ребенок не оставался один у плиты, включенного утюга или электрообогревателя, чтобы не играл со свечами. Проводка в доме должна быть исправна. Для розеток приобретите специальные заглушки. Провода, компьютер, телевизор и другая бытовая техника должны находиться вне досягаемости малыша. Детей постарше нужно терпеливо и последовательно обучать безопасному и правильному пользованию бытовыми электроприборами.
Не оставляйте ребенка без присмотра в ванной. Не разрешайте крутить ручки крана и лить воду на пол. На полу должен быть резиновый коврик, чтобы малыш не поскользнулся. Зубная паста, кремы, шампуни и средства личной гигиены должны храниться в недоступных для малыша местах.
Бытовая химия, аптечка и продукты-потенциальные аллергены необходимо хранить в недоступном для детей месте. Полиэтиленовые пакеты тоже представляют опасность, не позволяйте малышам надевать их на голову, чтобы они не задохнулись.
Безопасность детей на проезжей части и в автомобиле
Приучайте малыша следить за сигналами светофора, объясняя правила дорожного движения. Не разрешайте детям одним выбегать или выезжать на перекресток, переходите дорогу вместе. Запрещайте играть у проезжей части с мячом и кататься с горок там, где внизу проезжают автомобили. Объясняйте правила обхода трамвая и автобуса .
Во время поездки на общественном транспорте ребенку следует сидеть или крепко держаться за поручни. На эскалаторе держите ребенка на руках или за руку. Не разрешайте бегать по платформе и заходить за ограничительную линию.
Начинающему велосипедисту обязательно нужно использовать шлем и защиту на руки и ноги. Эти же правила касаются катания на роликах и самокатах. Не разрешайте детям выезжать на проезжую часть и за пределы вашего двора.
В вашем автомобиле должно быть специальное кресло или удерживающее ребенка устройство. На заднее стекло приклейте знак, предупреждающий других водителей, что с вами в машине едет малыш.
Воспитание основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста
Автор: Агаркова Елена Николаевна
Организация: МДОУ детский сад № 9
Населенный пункт: Орловская область, г. Ливны
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения младших дошкольников в социальной среде связана с их возрастными особенностями-это повышенная двигательная активность, интерес ко всему новому проявление самостоятельности, отсутствие ощущения опасности, необходимых знаний и доверие ко всему и всем.
Жизнь в современном обществе заставляет по иному взглянуть на проблему безопасной жизнедеятельности не только взрослых, но и в первую очередь детей. В условиях социального и природного неблагополучия окружающий мир может стать для ребенка небезопасным, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития. Естественная жажда познания, любознательность маленьких детей может привести к беде. Они еще не понимают, что для них безопасно, а что нет.
Поэтому уже в младшем возрасте нужно предостерегать детей от опасности, проводя целенаправленное обучение.
Основная цель проводимой работы: «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
Задачи, решаемые в детском саду направлены на:
- Создание безопасной среды в детском саду.
- Организацию образовательной деятельности, по формированию у детей культуры безопасности.
- Оказание помощи семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.
Воспитание безопасного поведения детей постоянно происходящий, последовательный и систематический процесс. На нас, взрослых, лежит ответственность за жизнь и здоровье детей, миссия защиты и воспитания навыков безопасного поведения.
Вот маленькие воспитанники робко переступают порог группы. Первая минуты…неуверенность, страх, удивление, встреча с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) огромным миром новых предметов, игрушек. Удивительные эмоции на лицах детей, неуверенность, интерес- это лишь временное явление. А потом «маленькие исследователи» начинают активное знакомство с окружающим миром (ощупывать руками, тискать, брать в рот, бегать, падать).
В этот период появляются новые источники опасности в жизни ребенка.
Для безопасной жизнедеятельности создаем в группе условия, направленные на сохранения жизни детей, против возможного нанесения ущерба здоровью, нормальному функционированию всего организма, его полноценного развития. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, природе, в детском саду.
Поэтому в своей работе уделяю большое внимание организации различных видов деятельности по приобретению первоначального опыта безопасного поведения. Стараюсь познакомить их с основными понятиями осторожности в разных жизненных ситуациях.
В работе с детьми я решаю следующие задачи:
Знакомить с правилами безопасного поведения в природе (не есть грибы и ягоды, не трогать животных, не отходить от группы).
- Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить через дорогу только вместе со взрослым, держась за руку взрослого)
- Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
- Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
- Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом, не засовывать предметы в ухо, нос).
- Обсуждать с детьми, что произойдет, если не соблюдать правила безопасности. Развивать умение обращаться при необходимости за помощью к взрослым.
Всю воспитательно-образовательную работу с детьми подразделяю по следующим направлениям:
- Безопасное поведение дома, в детском саду,
- Безопасное поведение в природе,
- Безопасность собственной жизни,
- Безопасное поведение на улице (дорогах),
- Безопасное поведение с людьми,
Отказ туберкулезного больного
У нас нет в стране закона, который бы мог принудительно заставить проходить лечение в закрытых больницах таких пациентов, которые могут нести угрозу заражения других гражданских лиц.
Сюда входят носители ВИЧ-инфекций, больные СПИДом и туберкулезные пациенты.
Врачам остается только один выход из сложной ситуации — это убедить самого больного в том, что ему необходимо регулярно проводить профилактические медицинские процедуры в больнице.
Рассказывать ему о возможных рисках и последствиях для других членов общества. Другими словами — делать упор на его нравственность.
Важно! Подписывая отказной документ от госпитализации, туберкулезный больной переводит всю ответственность за возникновение серьезных последствий и образования возможных опасных ситуаций на себя.
Кого звать на помощь, и можно ли вести запись беседы?
Дома присутствовать при разговоре с сотрудниками органа опеки могут любые лица, которых законные представители ребенка сочтут нужным пригласить. Потому что это их дом. На территорию органа опеки провести большую «группу поддержки» не удастся.
Полезнее всего пригласить на встречу юриста, специализирующегося на вопросах семейного или имущественного права.
Если претензии органа опеки связаны с вопросами медицинского характера, можно попросить о поддержке лечащего врача ребенка.
Врач нужен еще и в тех случаях, когда состояние здоровья несовершеннолетнего может ухудшиться в момент общения с представителями органа опеки. Например, если у ребенка паллиативный статус.
Официальное общение родителей с сотрудниками органа опеки может быть запротоколировано.
Вести аудио или видеозапись разговора может любое присутствующее при этом лицо.
Информация, полученная в результате аудио или видеорегистрации, может быть использована в суде, даже если участников беседы не предупреждали о записи заранее.
Наиболее распространенным последствием сидячего образа жизни становятся дегенеративные заболевания позвоночника. При длительной работе в положении сидя нагрузка на спину возрастает на 50−60%.
По наблюдениям неврологов, на шейный остеохондроз, сколиоз или спондилез жалуется каждый второй офисный сотрудник в возрасте до 50 лет. Заболевания развиваются постепенно, они связаны с неправильным перераспределением нагрузки на позвонки, недостаточным поступлением кальция в костную ткань, замедлением кровообращения. К факторам риска врачи также относят:
- лишний вес;
- неестественные позы во время работы за компьютером, которые приводят к спазмированию мышц шейного и грудного отдела;
- постоянные стрессы, переутомление, недосыпание.
Безопасность детей в сети
Интернет проникает во все сферы жизни: общение, развлечения, образование. Он приносит пользу, но становится не менее опасным, чем реальная жизнь. Всемирная сеть дает злоумышленникам возможность придумывать новые форматы преступлений, с которыми человечество не сталкивалось ранее.
Проблемой безопасности детей в интернете занимаются многие учреждения по всему миру (например, ЮНЕСКО). Целью активистов является сохранение благополучия, здоровья детей в разных странах. Совместными усилиями работники формулируют основные правила, законы, положения, способные защитить юных пользователей интернета от мошенников.
Детям приходится сталкиваться с кражами, вымогательством, насилием, угнетением, психологическим давлением. Повсеместное распространение интернета принесло немало проблем. Во многих странах стали разрабатывать законы, защищающие несовершеннолетних пользователей от мошенников, преследования, моральных травм.
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
- Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
- Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
- Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.
Общие понятия о детской безопасности в интернете и не только
Интернет позволяет получать тонны информации в одно мгновение. Но есть и обратная сторона медали — контент в Сети не всегда предназначен для психики ребёнка, поэтому нужно принимать меры по обеспечению безопасности детей в интернете.
В России действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависимости от их возраста. Это относится не только к интернету — фильмы в кино и книги, например, тоже попадают под ограничения.
Пять типов информационной продукции по возрастным категориям:
- для детей, не достигших возраста 6 лет;
- для детей, достигших возраста 6 лет;
- для детей, достигших возраста 12 лет;
- для детей, достигших возраста 16 лет;
- для совершеннолетних.
С 1 сентября 2012 года вся информация стала маркироваться соответствующими отметками возрастной категории (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Но, конечно, маркировка контента не гарантирует полной информационной безопасности детей в интернете.