Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность и ЭЦП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма 2-ТП (воздух) — специализированный статистический отчет, в котором отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В него включены таблицы, в которых фиксируется не только список загрязняющих веществ, но также их объемы.
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
-
Готовую к передаче в Росприроднадзор документацию
Наши специалисты подготовят отчет формы 2-ТП (воздух) в электронном виде, внесут все данные в личный кабинет Госуслуг – от вас потребуется только подписать и направить форму в контролирующий орган.
-
Инвентаризация стационарных источников загрязнения
Мы проведем все необходимые исследования и проанализируем уже имеющиеся документы для заполнения формы 2-ТП.
-
Защищенность от штрафов
Передача заполнение формы нам гарантирует, что отчет будет готов своевременно и без ошибок.
Технический отчет по обращению с отходами в 2021 году
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ.
После наступления 2019 года условия изменились. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий. Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее — технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями. Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Какие документы отменены в 2021 году?
Постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов;
- Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
- Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.
Соблюдая постулаты, изложенные в ч. 1 и 2 ст. 13.19 КоАП РФ, предприятия, проигнорировавшие требование предоставить стандартизированный статистический отчет в установленный период, либо предоставление не соответствующих истине данных влечет за собой административную ответственность. Зачастую она принимает форму финансовой повинности или штрафа.
- Для государственных служащих- 10-20 тыс. руб.
- Для юридических особ — 20-70 тыс. руб.
Повторное недобросовестное отношение к экологическому законодательству РФ влечет назначение штрафа, превышающего предыдущий в 2 и более раза:
- Для государственных служащих- 30-50 тыс. руб.
- Для юридических особ — 100-150 тыс. руб.
Способы подачи отчета
Существует несколько способов подачи отчета в надзорный орган. Для заполнения формы 2-ТП (воздух) разработаны соответствующие сервисы в кабинете природопользователя, но подача сведений в электронном виде доступна не всем хозяйствующим субъектам. Критерием в данном случае является штатная численность:
Форма подачи отчета 2-ТП (воздух) | Среднесписочная численность сотрудников предприятия | |
менее 25 человек | от 25 до 99 человек | более 99 человек |
бумажный носитель | бумажный носитель с электронной копией документа, сформированного в личном кабинете природопользователя | электронный документ, сформированный в личном кабинете природопользователя, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью |
Кому и куда нужно предоставлять отчетность 2-ТП воздух
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) обязаны заполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений — настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Части предприятия, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Нарушение порядка предоставления первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность предусмотренную:
- статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. На должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридическое лицо — от 20 000 до 70 000 рублей.
- статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 N 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Организации возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Как правильно заполнить и сдать отчетность по форме 2-ТП (воздух)
- Порядок строк в форме нельзя менять. То есть, при наличии в выбросах данных веществ заполняем все как написано в форме сначала бенз(а)пирен, потом серная кислота, потом метан, а потом уже все остальное.
- В данном разделе не отражаются диоксид серы, оксид углерода и оксиды азота.
- В форме, которую сдаем в органы Госстатистики, в разделе отражаются только вещества, приведенные в Приложении к указаниям по заполнению формы. Все остальные суммируются и с кодом 8888 и наименованием Прочие вписываются в форму.
- В форме, которую сдаем в органы ООС, в разделе отражаются все вещества (кроме уже указанных в разделе 1), строки с кодом 8888 – нет.
Ответственность за непредоставление отчетности 2-ТП (воздух) определяется статьей 8,5 КоАП РФ (20-80 тысяч рублей на юридическое лицо) и ст.3 закона ФЗ №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Стоит иметь в виду, что цена подготовки отчета 2-ТП (воздух) гораздо ниже штрафа.
В каком законе отчет 2тп воздух кто сдает
ИП потребуется заполнить только раздел 1 и графу 1 из раздела 3. В учет не берутся также вещества, используемые в дальнейшем в технологических производственных процессах, которые выделяются вместе с газами. Примером служат техпроцессы по извлечению оксида углерода, выделяемого с доменным газом в черной металлургии.
Это вещество впоследствии используется в качестве топлива. То есть учитываются только те выбросы, которые не были уловлены специальными адсорбирующими установками из-за особенностей технологического процесса или негерметичности оборудования. Если в отчетный период произошла реорганизация либо другое изменение структуры организации-респондента, данная информация в обязательном порядке отражается в пояснении, которое прикладывается в форме отчетности.
В каких случаях возникает штраф
На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:
- отсутствует необходимая природоохранная документация;
- лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
- соответствующее обучение;
- не ведутся журналы;
- нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
- предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
- среду;
- выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
- почвы, водоемов;
- и т. д.
Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства
Отсутствующая природоохранная документация, нарушения | Основание, статья КоАП | Размер штрафа, тыс. руб. |
Документ, подтверждающий проф. подготовку должностных лиц; Проект СЗЗ; Мониторинг точек СЗЗ. | Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. | физ. лица – от 1 до 2; должностные лица и ИП – от 2 до 5; юр. лица – от 20 до 100 |
Паспорта опасных отходов; Журнал учета отходов; ППК; Отчет МСП; Лицензия по обращению с опасными отходами. | Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | физ. лиц – от 1 до 2; долж. лица – от 10 до 30, ИП – от 30 до 50 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 100 до 250 или АПД* до 90 суток |
ГЭЭ. | Ст. 8.4. ч. 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы | физ. лица – от 1,5 до 2; долж. лица – от 5 до 10; юр. лица – 50 до 100 |
Осуществление деятельности не соответствующие ГЭЭ. | Ст. 8.4 ч. 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы | физ. лица – от 2 до 2,5; долж. лица – от 5 до 10; юр. лица – 50 до 150 |
Справки о вывозе мусора; Продление лимитов на размещение отходов; Сокрытие информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. | Ст. 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации | физ. лица – от 0,5 до 1; долж. лица и ИП – от 1 до 2; юр. лица – от 10 до 20 |
НДС; Разрешение на сброс; 2-ТП водхоз; Декларация по составу и качеству сточных вод. | Ст. 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | физ. лица– от 5 до 1; долж. лица – от 10 до 20 ИП – от 20 до 30 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 80 до 100 тысяч рублей или АПД* до 90 суток. |
Проект ПДВ; Разрешение на выбросы; 2-ТП воздух. | Ст. 8.21. ч. 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения | физ. лица – от 2 до 2,5; долж. лица – от 40 до 50; ИП – от 30 до 50 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 180 до 250 или АПД* до 90 суток. |
Специальное разрешение на выброс. | Ст. 8.21. ч. 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него | физ. лица – от 1,5 до 2; долж. лица– от 10 до 20; ИП – от 30 до 50; юр. лица – от 80 до 100 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. | Ст. 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду | долж. лица – от 3 до 6; юр. лица– от 50 до 100 |
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | Ст. 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений | долж. лица – от 5 до 20; долж. лица – от 30 до 100 |
КЭР | Ст. 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения | долж. лица — от 4 до 10; юр. лица — от 50 до 100 |
2- ТП Отходы. | Ст. 13.19. Непредоставление первичных статистических данных | долж. лица — от 10 до 20; юр. лица — от 20 до 70 Повторное правонарушение: Долж. лица – от 30 до 50; юр. лица – от 100 до 150 |
*АДП — административное приостановление деятельности |