Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на питбайк в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к: правилам дорожного движения , устанавливающим номативную базу и КоАП, который предусматривает санкции за нарушения правил. Для управления питбайком с объемом двигателя 50 кубов и менее нужны права категории М. При объеме двигателя более 50 кубов он приравнивается к мотоциклу, а менее 50 кубов- к мопеду. Например, для управления 125 кубовым питбайком, питбайком с объемом двигателя 150 кубов, нужны права категории А. Это по ПДД.
Нужны ли права на питбайк в 2023 году?
Как видим, КоАП ссылается на ФЗ «О безопасности дорожного движения«. В нём же про права написано достаточно лаконично и предельно ясно:
Водительское удостоверение предоставляет право его владельцу управлять транспортным средством – устройством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём…
То есть непременный атрибут транспортного средства – его предназначенность для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. Именно по дорогам. А, если Вы посмотрите в паспорт любого питбайка, то получите чёткую информацию о том, что это спортивный инвентарь, не предназначенный для использования на дорогах общего пользования.
Следовательно, права для управления питбайком в 2023 году не нужны, независимо от рабочего объёма двигателя, потому что это спортинвентарь, а не транспортное средство.
Штраф за езду на питбайке
Есть ограничения – должны быть и штрафные санкции КоАП. Но для водителей, управляющих питбайками, штрафы в административном кодексе полностью отсутствуют! Именно по причине того, что питбайк – не транспортное средство, а спортивный инвентарь, который не имеет ПТС и не требует наличия водительских прав. Это — по закону.
Реальность выглядит менее идеальной. Во-первых, существует приках МВД №1001, согласно которому транспортное средство без ПТС не имеет права перемещаться по дорогам общего пользования. Питбайкам, таким образом, запрещено появляться на дорогах ни в городе, ни за городом.
Во-вторых, скоростной питбайк, не укомплектованный аварийными стопами и поворотниками, потенциально опасен для других участников дорожного движения. Следовательно, он всегда будет объектом пристального внимания со стороны сотрудников ГИБДД.
Но, из-за отсутствия внятного наказания для райдеров в КоАП, автоинспектор вынужден действовать по обстановке и выбирает наказание по своему усмотрению – в зависимости от ситуации. Вас могут оштрафовать по трем статьям:
- Отсутствие права управления (1.12.7 КоАП) – 5-15.000 рублей.
- Отсутствие ВУ (2.12.3 КоАП) – до 500 рублей.
- Отсутствие регистрации на транспортное средство (1.12.1 КоАП).
Чаще всего инспектора выбирают первый вид наказания, последний – крайне редко. Но все эти штрафы незаконны с точки зрения того же КоАП (у питбайка нет ПТС) и могут обжаловаться в суде с высокой степенью благоприятного исхода. Но имейте в виду, что все это дорого и долго.
Можно ли всего этого избежать? Да. Оптимальный вариант, при котором вы не получите штраф – питбайк с мощностью до 50 см3, бумаги на мини-мотоцикл и водительское удостоверение в кармане.
В России езда по дорогам общего пользования (ДОП) на законодательном уровне регламентируется приказом МВД РФ № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», вышедшем 24 ноября 2008 года. Согласно документу, чтобы выезжать на ДОП, необходимо иметь паспорт транспортного средства (ПТС) и водительское удостоверение. Неважно, передвигаетесь вы на автомобиле или на миниатюрном мотоцикле.
Любой владелец питбайка в данном случае начнет апеллировать тем, что при покупке спортивного инвентаря не выдается ПТС. У ГИБДД на этот счет свое мнение. Да и законодательство говорит: если питбайк определен как спортивный инвентарь, то он предназначен исключительно для тренировок и соревнований, проводящихся в специально отведенных местах. Между дорогами общего пользования, находятся они в городской черте, за ее пределами или в селе, разницы нет. Если вас остановит инспектор без ПТС и прав, это станет поводом для разбирательств.
Ответственность за передвижение на питбайке по автомобильным дорогам
В Административном кодексе не существует наказания, которое применялось бы к мотоциклистам, использующим спортивные модели для передвижения по городу. Но бдительные работники дорожной полиции находят повод наказать нарушителя. Попробуем разобраться, насколько правомерны такие действия.
Заметив на улицах города байкера за рулем кроссового мотоцикла, работники ДПС могут наказать его за отсутствие прав, взыскав от 5 до 15 тысяч рублей. Такие действия незаконны, поскольку нарушитель управляет спортивным снарядом.
Но на практике стражи порядка обнаруживают массу нарушений, включая управление незарегистрированным транспортом, езду без защиты и отсутствие ОСАГО, штраф за которые составит 5000, 1000 или 1500 рублей соответственно. Такие действия тоже неправомерны из-за того, что питбайк не подлежит постановке на учёт. Любые взыскания можно оспорить, однако занятие это долгое и не всегда плодотворное.
Граждане, разъезжающие на кроссовых мотоциклах в состоянии опьянения, рискуют лишиться питбайка, который вполне законно будет отправлен на штрафную стоянку. Вызволить его оттуда, не имея ПТС, будет сложно.
Необходимость водительского удостоверения для вождения питбайка
Со скольки лет можно кататься на питбайке? — самый распространенный вопрос у желающих приобрести Pitbike. Особый интерес вызван у подростков, так многие транспортные средства до совершеннолетия им недоступны.
То есть для ответа на вопрос, применимы ли штрафы к питбайкам, нам нужно знать, требуется ли право управления для езды на питбайке.
Чтобы получить права на управление минимотоциком необходимо отучиться в автошколе по общим правилам и сдать экзамены в ГИБДД.
Ведь точка входа, не такая уж и большая. К примеру, детские мотоциклы на бензине, стоят всего чуть больше 20 тыс. рублей.
Свободно кататься на таком транспортном средстве можно только на специально предназначенных для этого трассах для мотокросса, по бездорожью, загородным трассам, желательно вдали от цивилизации. Если в городе питбайк увидит инспектор ГИБДД, то выпишет его владельцу штраф на 2000 рублей.
Стоит отметить, что тип двигателя при этом не оговаривается, следовательно двигатель может быть как электрический, так и ДВС.
Нужны ли документы на питбайк мощностью 125 и 150 кубов?
Покупая питбайк, человек получает только договор купли-продажи. В нем прописываются паспортные данные владельца, код VIN и стоимость совершенной покупки. Постановка его на учет в ГИБДД не предусмотрена в связи с тем, что питбайк – это спортинвентарь, а не полноценное транспортное средство. При этом передвижение по городу или другой трассе общего пользования на нем невозможно.
Но если объем двигателя транспортного средства 125 кубов и более, и есть желание ездить на нем по городским улицам, зарегистрировать его все же нужно. Чтобы получить ПТС на питбайк, необходимо пройти полную экспертную комиссию, где выдадут письменное заключение. Сложности с получением документа могут быть связаны с тем, что изготовитель таких транспортных средств не оборудует его габаритными фонарями, поворотниками, спидометром и другими атрибутами, без которых езда по улицам города может оказаться небезопасной. Поэтому получение разрешения на его использование будет затруднительным.
Как получить ПТС на питбайк официально?
Любой транспорт с объемом двигателя свыше 50 кубов при передвижении по дорогам общего назначения должен иметь ПТС. Изначально pitbike – это спортинвентарь и технический паспорт для него не предусмотрен, при покупке выдается чек и договор, в котором прописано, что мототехника не предназначена для езды по дороге общего пользования.
Можно пройти государственную сертификацию, на которой проверят документы о покупке, технические характеристики и соответствует ли байк стандартам безопасности (т. е. имеются ли у него все необходимые электронные, световые и звуковые приборы).
Процедура прохождения экспертизы платная, плюс придется хорошенько вложиться в установку всего оборудования. Однако после этого можете абсолютно не опасаться проблем с законом и встречи с гаишниками.
Нужны ли права на питбайк?
Здесь все зависит от варианта использования питбайка и степени его оснащенности.
- Вне зависимости от возраста водителя права на питбайк не нужны, если мини-мотоцикл используется только для езды по бездорожью. Соответственно, до «места назначения» питбайки должны доставляться на прицепе или в кузове грузового автомобиля/пикапа.
- Права на питбайк необходимы лицам, достигшим 16- или 18-летнего возраста, если мини-мотоцикл после дооборудования (установка фары, указателей поворотов, крепежа для номерного знака) предполагается использовать и на дорогах общего пользования. После такого апгрейда питбайк должен пройти специальную техническую комиссию.
- Права на питбайк необходимы лицам, достигшим 16- или 18-летнего возраста, если модель мини-мотоцикла (например, BSE Z3 ПТС 1) изначально спроектирована с учетом возможности использования на дорогах общего пользования.
Нужны ли права на питбайк в 2020 году?
Как видим, КоАП ссылается на ФЗ «О безопасности дорожного движения». В нём же про права написано достаточно лаконично и предельно ясно:
Водительское удостоверение предоставляет право его владельцу управлять транспортным средством – устройством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём…
То есть непременный атрибут транспортного средства – его предназначенность для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. Именно по дорогам. А, если Вы посмотрите в паспорт любого питбайка, то получите чёткую информацию о том, что это спортивный инвентарь, не предназначенный для использования на дорогах общего пользования.
Следовательно, права для управления питбайком в 2020 году не нужны, независимо от рабочего объёма двигателя, потому что это спортинвентарь, а не транспортное средство.
Предусмотрена ли штрафстоянка для питбайка?
Нет. Дело в том, что за штрафстоянку отвечает статья 27.13 КоАП, и применяется первая только как обеспечительная мера при применении санкций по другим статьям – наказаниям. Штрафстоянка может быть за управление в состоянии опьянения, за неправомерную остановку и тому подобные нарушения. Но только вместе с другими наказаниями.
А, так как ни по одной статье КоАП штраф за питбайк назначить нельзя, то и спецстоянка для питбайка противоречит закону, то есть незаконна. Таким образом, отправлять питбайк на штрафстоянку по закону нельзя.
Но это всё снова буква закона. Инспекторы ДПС всё же отправляют питбайк на спецстоянку, откуда владельцу его приходится забирать нередко с проблемами (потому что транспортные средства возвращают при наличии документов на право управления им и документов на право собственности, а чек из магазина может быть давно утерян, да и документов на право управления не может быть вовсе, так как такое право ничем не регламентировано).
Действия при остановке сотрудником ГИБДД
Допустим, вы едете по деревенской дорожке, по лесу или даже по городу, с допустимой скоростью, как вдруг, откуда ни возьмись, палочка поднимается вверх, и страж порядка указывает на Вас. Испугаться? Уехать?
Сразу предупреждаем: уезжать нельзя ни в коем случае. Вас всё равно найдут, и появятся проблемы посерьёзней. Как показывает практика, чаще всего прав, паспорта транспортного средства, страховки и документов о прохождении техосмотра – нет. Попадётся хороший человек – «Всего доброго. Счастливого пути!». Возможно, придется договориться на то, что вы пешком покатите байк по обочине (она уже как бы и не является дорогой). Выход также есть в случае «справедливого» стража порядка. Достаточно доказать, что вы управляете не транспортным средством либо управляете мопедом. Например, предоставить документы, где сказано, что данная техника относится к спортивному инвентарю либо что она по характеристикам не мощнее мопеда. Тогда штрафы будут совершенно другими.
Если же полицейскому удастся на месте доказать, что вы управляете не мопедом и не имеете прав категории «А», то вам грозит штраф в 2500 рублей и вероятность эвакуации вашего двухколесного друга на штрафстоянку (если байк маломощный, то, его не должны увезти, так как он не относится к полноценным ТС).
Ответственность за передвижение на питбайке по автомобильным дорогам
В Административном кодексе не существует наказания, которое применялось бы к мотоциклистам, использующим спортивные модели для передвижения по городу. Но бдительные работники дорожной полиции находят повод наказать нарушителя. Попробуем разобраться, насколько правомерны такие действия.
Заметив на улицах города байкера за рулем кроссового мотоцикла, работники ДПС могут наказать его за отсутствие прав, взыскав от 5 до 15 тысяч рублей. Такие действия незаконны, поскольку нарушитель управляет спортивным снарядом.
Но на практике стражи порядка обнаруживают массу нарушений, включая управление незарегистрированным транспортом, езду без защиты и отсутствие ОСАГО, штраф за которые составит 5000, 1000 или 1500 рублей соответственно. Такие действия тоже неправомерны из-за того, что питбайк не подлежит постановке на учёт. Любые взыскания можно оспорить, однако занятие это долгое и не всегда плодотворное.
О том, насколько легально перемещаться по городу на питбайке, имея права, но не имея техпаспорта, и как можно избежать ответственности, рассказывается в этом видео:
Желание прокатиться по городу на кроссовом мотоцикле без надлежащих документов может обернуться крупными неприятностями и значительным ущербом для кошелька. Если вы считаете, что оформлять питбайк под видом мотоцикла слишком хлопотно, лучше использовать спортивную технику только по её прямому назначению.
«Можно ли на питбайке ездить по городу?» довольно распространенный вопрос от людей желающих пересесть, например, со скутера на питбайк в качестве первого мотоцикла с механической коробкой, или желающих позажигать в городе, но опасающихся эвакуации транспортного средства и проблем с копами.
Для чего нужен питбайк
Питбайк — молодое увлечение, перерастающее в большой спорт.
Данный транспорт появился в середине прошлого века. Он был создан как альтернатива велотехнике. На сегодняшний день это отдельная модификация мотоцикла.
Опытные люди утверждают, что это спортивный инвентарь, а уже потом всё остальное. Ведь он предназначен для мероприятий, которые проводятся днём и со специальными условиями — чтобы не было людей и иного транспорта на пути.
Это приспособление для тех людей, которые увлекаются мотоциклами, но не готовы к испытаниям. Ведь такой спорт по силам не каждому, да и требует больших капиталовложений. От человека возникает потребность обучения и прогресса. Знание деталей, опыт обслуживания своего транспорта.
Для тех, кто не желает обучаться сложному, и были придуманы гонки на питбайках. Мотоцикл, только с меньшими колёсами, лёгкий как по весу, так и в управлении. Да и цена доступна. Всё зависит от желаемых характеристик и потребностей. Простота конструкции и лёгкость в управлении – главные преимущества транспорта. Поэтому он может быть первым транспортом до полноценного мопеда.
Питбайком легко управлять — с ним справится даже ребенок
Питбайк сейчас стремительно набирает популярность. Причин выбора такого транспорта много – начиная от кризиса и заканчивая увлечениями. В России созданы сотни клубов в разных городах страны, члены которых являются знатоками дела. Там расскажут всё о преимуществах, натренируют и дадут участвовать в соревнованиях. Организаторами которых и являются.
На каком транспорте можно ездить без прав
Для езды на большинстве транспортных средств необходимо обучение и получение удостоверения. Но есть группа транспорта, на котором перемещение допускается без сдачи экзаменов и оформления документов. К ним относят:
- Ролики и самокаты. В полном смысле техникой это назвать нельзя, но для управления скейтбордами, электросамокатами, в том числе и на электродвигателе, получение разрешения не требуется. Их «водители» в правах приравнены к пешеходам. Такие «транспортные средства» не имеют мотора и двигаются только за счет усилий человека, причинить сильный вред при столкновении они не способны.
- Велосипед. Управлять им можно без удостоверения. И хотя вопрос относительно необходимости регистрации такой техники и получения прав и госномера велосипедистам поднимался не раз, на сегодняшний день водить их может любой человек, даже если это электровелосипед.
- Гироскутер или мотоколесо. Такие устройства отличаются от предыдущих наличием мотора. Но, несмотря на это, регистрировать их или сдавать экзамен для управления не требуется. «Водители» не приравниваются к пешеходам, хотя и могут перемещаться даже по тротуару, а считаются владельцами электромобиля.
- Мотоблок. Наличие мощного двигателя, как у мотоцикла или скутера, не является основанием для оформления прав. Это приспособление не предназначено для езды по дорогам, поэтому получение ПТС или удостоверения для его использования не требуется.
- Электротехника. Все приспособления, типа электроскутера или электромотоцикла, которые не развивают скорость больше 50 км/ч и мощность их менее 250 Ватт, не требуют получения прав. По сути, они отличаются лишь наличием двигателя на батарее, заряда и мощности которой недостаточно для присвоения ей категории полноценного транспорта.