Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выбрать форму опеки над ребенком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:
- подопечный был признан полностью дееспособным;
- при самостоятельном решении ответственного лица;
- в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
- при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
- при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
- в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.
Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:
- нарушены права и интересы подопечного;
- выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
- подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
- обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.
Как оформить опекунство над пожилым человеком или инвалидом
Пожилые люди и инвалиды 1 и 2 группы, часто не способны полностью отвечать за свои действия. Иногда данная особенность угрожает их жизни и жизни окружающих. В случае, если суд признает такого человека недееспособным, ему назначается опекун. Если лицо признается частично дееспособным — над ним устанавливается попечительство.
Для того, чтобы получить положительное решение, необходимо направить запрос в орган опеки и попечительства. Данная инстанция собирает доказательства недееспособности подопечного и направляет пакет документов в суд.
После того как суд вынес решение, опекуну необходимо снова явиться в орган опеки. В течение 7 дней с момента повторного обращения сотрудники муниципальной организации проведут проверку жилищных условий заявителя и оценят степень подготовки жилого помещения.
Оформление опеки над людьми, старше 80 лет, происходит по такому же алгоритму. Если пожилой человек признан дееспособным, назначается патронаж. Стоит учесть, что Фонд социального страхования оказывает дополнительную финансовую помощь для лиц, старше 80 лет. Цель данных выплат — покрытие расходов за патронажное попечительство. Если имеет место факт установления полной опеки, денежная компенсация оформляется опекуном. Главное условие, опекун должен быть признан официально неработающим.
Следует учесть, что 2 группа инвалидности должна ежегодно подтверждаться. Если МСЭК изменит группу, то опекуну придется пройти новую процедуру установления опеки.
Инвалидность 2 группы дает человеку в любой момент отказаться от помощи попечителя. 1 группа инвалидности характеризуется полным отсутствием самообслуживания.
Какие документы необходимо подготовить для оформления опекунства
Для того, чтобы подтвердить свое желание стать опекуном, необходимо предоставить в орган опеки и попечительства такие документы:
- Заявление.
- Автобиографию.
- Паспорт либо другой документ, подтверждающий личность.
- Медицинская справка о состоянии здоровья.
- Справка с места работы либо иной документ, отражающий уровень доходов.
- Справка об отсутствии судимости.
- Справка от нарколога.
- Документ, подтверждающий наличие жилплощади.
- Согласие лиц, проживающих с заявителем на одной жилплощади.
- Заключение МСЭК о присвоении группы инвалидности.
- Решение суда о признании лица недееспособным.
Это общий пакет документов. Следует учесть, что в каждом конкретном случае заявителю могут понадобиться дополнительные справки.
Существует несколько видов такого рода патронажа в зависимости от возраста и состояния человека, нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.
Различают следующие типы:
- патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
- уход за новорожденным;
- детский патронаж;
- уход за людьми пожилого возраста;
- помощь людям с ограниченными возможностями;
- наблюдение за психически больными пациентами;
- соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.
Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.
Объектами обязательственных правоотношений являются сами действия обязанного лица, которые могут выразиться в совершении им работы или оказании услуг. Совершаемая работа в ряде случаев имеет целью создание какого-либо овеществленного результата, который является предметом обязательственного правоотношения. Например, работа подрядчика по пошиву костюма приводит к созданию индивидуально-определенной вещи – костюма, которая служит предметом договора подряда. Однако не все действия субъектов обязательственного права приводят к созданию результата, имеющего материальную форму (например, оказание юридических, медицинских услуг), при этом интерес клиента заключается в самом получении соответствующей услуги, которая и является предметом договора возмездного оказания услуг.
Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (т. е. интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
В силу ст. 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Согласно ст. 1227 ГК интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь, как правило, не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи.
Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений. Важными объектами гражданских правоотношений являются нематериальные блага, которые также защищаются гражданским законодательством как при жизни, так и после смерти их обладателей.
Служа по ведению социального патронажа, работает на основании следующих принципов:
Принцип системности, заключающийся в необходимости построения всех процессов патронажа. Социальный патронаж должен выглядеть как совокупность действий, которые пребывают в тесной взаимосвязи между собой и дополняют друг друга, являясь единой программой. Следуя этому принципу, проблемы, которые возникли в определенной семье следует рассматривать, используя контекст взаимосвязей.
Принцип комплексности. Программа социального патронажа должна быть сформированная и реализованная на основе не одиночных действий и принятых мер, а их комплексности. То есть социальный патронаж должен проводиться на основе предоставления социальных услуг, которые объективно в полной мере отвечают требованиям клиента.
Оптимизация в использовании резервов социальных, производственных и семейных ресурсов. Патронажная служба должна выявить и задействовать в работу единомышленников и союзников, которые находятся в окружении патронируемого человека. Ними могут быть родственники, друзья, коллеги, знакомые которым не безразлична его судьба. Так же служба по проведению социального патронажа может воспользоваться помощью и задействовать иные службы, которые обязаны заниматься делами по вопросам семей и детей, а так же предоставлять им необходимую помощь.
Принцип предполагающий укрепление потенциала патронируемого для того что бы в будущем появилась возможность самостоятельно решать свои проблемы. Основная задача службы социального патронажа здесь заключается в том, что бы помочь клиенту получить определенные знания, способствовать его развитию, что даст возможность в ближайшее время решить собственные проблемы без посторонней помощи. Ведь бездействие человека в основном является результатом отсутствия знаний.
Принцип профилактической направленности
Социальные службы должны регулярно обращать внимание на негативные тенденции, касающиеся социального здоровья и в случае их появления — препятствовать их развитию и распространению.
Принцип пропаганды единства семьи и личности, которая непосредственно получает помощь. Человек имеет полное право на свободный выбор рода деятельности и интересов, если они не несут угрозы здоровью и жизни окружающих
Положительный результат от взаимодействия со службой патронажа может быть достигнуто только тогда, когда работа проводиться над семьей в целостности. Патронажная служба может изъять с семьи определенного члена, но только при условии, что всевозможные проведенные мероприятия не дали результата.
Принцип объективности оценки касающейся реальных потребностей личности или семьи, а так же предоставление им помощи в необходимом объеме. Патронажная служба должна настроить клиента на возложение на себя ответственности за собственную жизнь, принятие решений и поиск выхода из собственных проблем без посторонней помощи. При этом специалисты службы должны ставить перед патронируемым человеком исключительно реальные требования и задачи, а так же сроки их реализации.
Принцип дифференцированного подхода, представленный разными группами детей и семей. Работа службы социального патронажа должна заключаться в выявлении определенных трудностей и проблем, с которыми столкнулась определенная семья или конкретный человек, определении степени их запущенности и опасности для окружающих.
Принцип адресного подхода заключается в том, что социальный патронаж будет адресован и предоставлен конкретной семье или человеку, опираясь на характер проблем, которые образовались.
Принцип взаимодействия и содействия заключается в поиске условий, которые смогут охарактеризовать позицию патронируемого по отношению к патронажной службе, от чего зависит их дальнейшее сотрудничество.
Принцип разделения ответственности между патронажной службой и патронируемым, результатом которого должна стать поэтапная передача этой ответственности патронируемому человеку.
Что такое патронаж и его виды
Понятие патронаж раскрывается законодателем в ст. 41 ГК РФ. Оно подразумевает оказание условно бесплатной бытовой помощи дееспособным гражданам, которые в силу возраста или особенностей здоровья не могут самостоятельно решить текущие личные вопросы, отстоять права и исполнить обязанности.
Стороны вправе заключить договор поручения без вознаграждения. Но в большинстве случаев такая помощь безусловно носит материальную подоплеку, так как законодательством не запрещено заключать договоры, в условиях которых предусматривается вознаграждение помощника в имущественном или денежном эквиваленте.
Чтобы получить социального помощника, нуждающийся в уходе человек вправе обратиться в органы соцзащиты. Заявление рассматривается в десятидневный срок. При положительном решении, в течение месяца государство обязано найти помощника для заявителя.
Этот вид патронажных отношений подразумевает безвозмездность со стороны государства. На практике определение понятия шире, так как существуют коммерческие формы патронажных взаимоотношений. Например, получив отказ соцзащиты, гражданин вправе заключить договор с патронажной службой, оказывающей те же услуги за деньги.
Кроме того, данное понятие используется в служебных инструкциях для медицинского персонала. По распоряжению Минздрава, поликлиники обязаны помогать беременным женщинам и новорожденным детям, контролируя условия жизни этих лиц.
Таким образом, патронаж бывает:
- Социальный.
- Коммерческий.
- Медицинский.
Алгоритм оформления разрешения
Процедура оформления патронатного соглашения достаточно проста.Для этого гражданин или семья, желающие взять на воспитание ребенка, должны выполнить следующие действия:
- Посетить службу опеки и попечительства для первичной консультации.
- Подготовить необходимые документы согласно списку и пройти специальные курсы подготовки для патронатных воспитателей. Обучение занимает порядка 80 часов.
- Подать документы и получить заключение о возможности стать патронатным воспитателем.
- Встать на учет как патронатная семья.
- Выбрать ребенка, который будет впоследствии передан на воспитание.
- Опека издает соответствующее распоряжение, и заключается договор о патронатной семье.
- Представители опеки ведут контроль за условиями проживания несовершеннолетнего ребенка.
Откуда берутся сведения о людях, нуждающихся в патронаже?
Как уже было сказано выше, не всегда сам пожилой человек знает, куда и как обратиться за помощью. Поэтому сообщать о таких людях — это общая задача для всех нас. Так, например, если пациента с рядом заболеваний в возрасте старше 60 лет выписывают из больницы, зная, что за ним некому ухаживать, то сведения о нем передают в социальную службу.
Сообщить о необходимости патронажа также могут соседи, родственники, работники магазина, аптеки или пенсионного фонда.
Важно понимать значимость патронажа, который для многих людей является огромной поддержкой, скрашивающей жизнь. Патронажный работник — это ответственная должность, требующая определенных навыков. Он должен не только приготовить и убрать квартиру, но и в случае необходимости поменять памперс, помыть лежачего человека, сделать инъекцию и даже суметь накормить пациента с проблемами глотания. Это тяжелый, и в тоже время крайне необходимый труд, ведь так много пожилых людей, которые становятся одинокими, беззащитными и нуждающимися в помощи.
Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия
Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.
Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:
- защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
- контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
- надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.
Орган опеки и попечительства в рамках возложенных на него полномочий:
- выявляет тех людей, которым необходима опека/попечительство/патронаж;
- проводит процедуру установления опеки/попечительства;
- проводит проверки деятельности опекунов/попечителей;
- назначает (проводит отбор, обучение) или отстраняет опекунов/попечителей/помощников;
- дает разрешения на совершение сделок с имуществом граждан, находящихся под опекой/попечительством;
- проверяет условия жизни подопечных.
Установление и отмена опеки
С целью заботы о благоприятном взрослении детей, которые оказались в ситуации лишения родительского попечения, а также с целью защиты гражданских прав совершеннолетних недееспособных людей государство предусматривает возможность установления опеки и попечительства над этими гражданами, которое принимается по решению органов опеки.
Регулирование работы органов опеки и попечительства происходит на основании разноотраслевых норм права:
- нормы административного права регулируют деятельность органов опеки и попечительства; на основании этих норм соответствующие органы принимают решение о назначении опекунов и попечителей;
- нормы семейного права призваны регулировать отношения между опекунами, попечителями и подопечными;
- нормы Гражданского кодекса определяют опеку и попечительство независимый самостоятельный гражданско-правовой институт, а также устанавливают статус опекунов и попечителей и определяют характер участия опекунов в имущественных гражданско-правовых отношениях, которые непосредственно касаются подопечных.
Комментарии к статье 41 ГК РФ
- Актуальная редакция статьи 41 ГК РФ устанавливает: патронаж не является формой опеки или попечительства.
- Гражданин, нуждающийся в помощнике, может самостоятельно защищать свои юридические права, исполнять обязанности. Помощник не вправе воздействовать на его волю. При обнаружении у патронируемого психических заболеваний, ограничивающих возможность понимать и руководить своими действиями, возбуждается судебное дело о признание лица недееспособным. В соответствии с федеральным законодательством, для данной категории назначается опекун или попечитель.
- Помощник правомочен совершать юридические действия от лица подопечного согласно его воле. Действия закрепляются договорами поручения и управления имуществом.
- Помощник не имеет право на имущественную выгоду, кроме оплаты, указанной в договоре о патронаже.
- Помощник не имеет права брать обязательства законного представителя патронируемого.
- В судебном и исполнительном производстве, так же, как и в уголовном процессе, гражданин, находящийся под патронажем, участвует самостоятельно. Помощник может организовать перевозку лица к месту судебного разбирательства.
- Патронаж не является формой социального обслуживания. Законодательство не относит к обязанностям помощника организацию питания, оказание медицинских и бытовых услуг.
- Для назначения патронажной помощи требуется добровольное заявление нуждающегося гражданина и согласие выбранного помощника.
- Участие органов опеки при составлении и заключении договора о патронаже законодательством не регулируется.
- Работник, предоставляющий социальные услуги, не вправе стать помощником.
- Органы опеки и попечительства имеют право прекратить патронаж только при выявлении грубых нарушений в деятельности помощника.
Опека и попечительство
Наряду с различными программами по усыновлению, федеральное законодательство регулирует такие способы поддержки детей и взрослых граждан РФ, как опека и попечительство. Как отличаются между собой данные понятия в гражданском праве, разберемся:
- Опека – подразумевает собой обстоятельства, когда ребенок, еще не получивший паспорт, или взрослый человек, не отдающий ввиду своей недееспособности отчёт в своих действиях и юридических последствиях, передаются под контроль гражданам, выбранным в качестве опекунов.
- Попечительство – несколько другая вариация того, как дети более старшего возраста, получившие паспорт, но не ставшие совершеннолетними, получают от органов защиты опекуна. Он отправляет своих подопечных, дает согласие на какие-либо серьезные осуществляемые ими сделки, оказывает своим подопечным помощь в реализации юридических интересов и прав, оберегает их от негативного воздействия недобросовестных граждан. Попечители защищают права своих подопечных, ухаживают за ними и представляют их в судебных органах.