- Жилищное право

Новые правила регистрации маломерных судов 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила регистрации маломерных судов 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.

Регламентация процесса регистрации. Новая

Правила регистрации маломерного судна постоянно подвергаются пересмотру, зачастую приобретают новый облик или даже разные прочтения. Все нюансы отражены в этой части статьи.

Проще всего понять и оценить весь масштаб изменений в регламенте возможно только на конкретном примере. Представим, что некоторое плавстредство имеет определенную массу снаряжения, которая составляет 110 кг. Раньше, до внесения изменений в правила, к такому судну возможно было прикреплять двигатель с мощностью равно 9,9 лошадиных сил, что позволяло даже не ставить на учет и не проходить регистрации плавательного средства в определенных органах. В подобном случае вес лодки совместно с мотором исчислялся 200 килограммами.

Новый регламент заставляет владельцев водных транспортных средств учитывать такой вес мотора, максимальная мощность которого позволена непосредственным производителем плавсредства. Допустим, изготовители лодки указали в паспорте изделия, что максимальная мощность любого двигателя, возможного к применению, может быть равна 50 лошадиным силам. Подобный мотор на сегодняшнем рынке имеет вес приблизительно сто килограммов.

Таким образом, выходит, что суммарный вес транспорта и двигателя, несомненно, будет значительно превышать указанную в Федеральном законе норму в 200 килограмм. Теперь другого выхода, кроме регистрации плавательного средства в органах, производящих контроль, нет.

Необходимо ли регистрировать лодки ПВХ?

С 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые правила регистрации маломерных плавательных судов, к которым относят и надувные лодки ПВХ. Отметим, что не имеет значения, из какого материала сделано плавсредство – дерево, металл, ПВХ, пластик и другие. Ключевым критерием обязанности в регистрации являются технические характеристики лодки. Кроме этого, регистрации подлежат плавсредства, которые используются для некоммерческих целей – туризма, охоты, рыбалки.

Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 метров и вмещает на борту не более 20 человек. Масса плавсредства не должна превышать 200 килограмм, с учетом веса мотора. Мощность двигателя должна быть не меньше 8 кВт (примерно 11 лошадиных сил).

Если ваша ПВХ лодка отвечает вышеперечисленным критериям ее необходимо ставить на учет в ГИМС. Остальные плавсредства регистрации не подлежат. Для управления зарегистрированным судном понадобятся соответствующие права. Если у лодки была старая регистрация, желательно снять ее с учета и зарегистрировать заново.

Федеральный закон о маломерных судах

Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:

  • маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
  • прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
  • спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.

Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов, постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства, например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.

Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2020 — правовая база

Весной 2022 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.

Читайте также:  Статус предпенсионера: как подтвердить право на льготы

Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.

С какой мощности лодочного двигателя нужны права

Как известно, с 2012 года маломерные суда с подвесными двигателями менее 8 квт (10 л.с), не подлежат регистрации.

Согласно требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ (или КТМ) и положениям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 кг. включительно, с мощностью двигателей (если они установлены) до 8 кВт включительно (это изложено в пункте 1.1 статьи 16 КВВТ и пункте 1.1. статьи 33 КТМ ).

При этом, рекомендовано при определении массы маломерного судна руководствоваться положениями ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные».

А по данному стандарту, масса укомплектованного судна рассчитывается совместно с массой наиболее тяжелого мотора (или моторов), которые рекомендованы производителем (причем независимо от того, что судоводитель может не устанавливать мотор совсем, или к примеру, поставить мотор меньшей массы), вместе с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.

Для начала, изучим законодательство.

С 25 мая 2012 года вступил в силу ФЗ-36 от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

В этом законе уточнено понятие маломерного судна:

Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Также в законе указано, что регистрации не подлежат суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.

А уже в Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Что говорит нам о том, что не подлежащее регистрации маломерное судно, не только не должно регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.

Есть один очень важный момент, который нужно учитывать при расчете веса своего комплекта мотор+лодка. А именно то, что ГИМС считает не фактический вес лодки с фактически установленным мотором, а так называемую укомплектованную массу лодки.

Обязанности судоводителя

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:

  • знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
  • перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
  • при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  • обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
  • выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • опасное маневрирование;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение правил плавания;
  • игнорирование навигационных знаков;
  • остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

Читайте также:  Региональный материнский капитал

Суточная норма вылова водных биоресурсов

Суточная норма устанавливается для каждого гражданина при осуществлении любительского рыболовства (за исключением случая, если для таких водных биоресурсов установлен постоянный или временный запрет добычи при осуществлении любительского рыболовства).

Судак 2 экземпляра
Сом пресноводный 2 экземпляра
Сазан 3 экземпляра
Сарган 5 кг
Тарань 5 кг
Рыбец, сырть 5 экземпляров
Синец 5 кг
Амур белый 2 экземпляра
Лещ 5 кг
Кумжа (форель) — пресноводная жилая форма 5 экземпляров
Усачи 5 кг
Подуст 5 кг
Берш 5 экземпляров
Жерех 3 экземпляра
Толстолобики 2 экземпляра
Чехонь 5 кг
Сельди черноморско-азовские проходная и морская 5 кг
Пузанок азовский 5 кг
Пиленгас 5 кг
Голавль 5 кг
Линь 5 кг
Щука 5 кг
Язь 5 кг
Бычки 5 кг
Камбала-калкан 2 экземпляра
Камбала-глосса 5 кг
Кефали (сингиль, лобан, остронос) 5 кг
Ставрида 5 кг
Плотва 5 кг
Густера 5 кг
Окунь 5 кг
Красноперка 5 кг
Карась обыкновенный 5 кг
Карась серебряный 10 кг
Пескарь 5 кг
Налим 5 кг
Белоглазка 5 кг
Елец 2 экземпляра
Ерш 5 кг
Уклейка 5 кг
Верховка 5 кг
Амур черный 2 экземпляра
Мидии 5 кг
Рапана 10 кг
Раки (рак пресноводный) 30 экземпляров
Креветки черноморские 2 кг
Артемии (в том числе на стадии цист) 0,2 кг
Хирономиды 0,5 кг
Полихеты 0,5 кг

Суммарная суточная норма добычи (вылова) для всех видов водных биоресурсов (кроме рапаны и карася), указанных в таблице, составляет не более 5 кг или один экземпляр в случае, если его вес превышает 5 кг.

Добыча (вылов) водных биоресурсов разрешается в размере не более одной суточной нормы при пребывании на водном объекте в течение одних суток. В случае пребывания на водном объекте более одних суток, независимо от времени пребывания на водном объекте добыча (вылов) водных биоресурсов разрешается в размере не более двух суточных норм добычи (вылова).

В случае превышения суточной нормы добыча (вылов) всех видов водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова), прекращается.

Отплыл два метра – надень жилет

Прежде всего, нововведения касаются владельцев всех маломерных судов в России. Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 м, пассажировместимость не более 12 человек. Правила прописаны в трех приказах МЧС России, и одно из принципиальных – рыбакам теперь необходимо будет в обязательном порядке обзавестись спасательными жилетами. Как уточнил начальник отдела Госинспекции по маломерным судам МЧС России Андрей Печенин, раньше рыбаки фактически были если и не полностью выведены из правового регулирования, то правила на них как на владельцев маломерных судов не распространялись. Лодки у них либо с маломощными моторами, либо вообще весельные, а значит, регистрации они не подлежали. Регистрировать свои лодки не придется и теперь, но вот спасжилеты необходимо будет надеть, даже если от берега соберетесь отплыть всего на метр.

Кроме того, и рыбакам, и владельцам катеров и яхт нужно будет учесть существенные изменения в правилах судоходства. Под мостами, на фарватере, вблизи буев ни рыбачить, ни останавливаться будет нельзя. За нарушения грозят солидные штрафы. Надо сказать, что рядом с фарватером или под мостом как раз самый большой клев, поэтому рыбаки и любят эти места.

«Правила, запрещающие рыбачить вблизи фарватера, под мостами, действуют уже давно, и направлены они на транспортную безопасность. Как обычно делают любители водного отдыха? Чтобы закрепить лодку, бросают в разные стороны два якоря, а идущее по реке судно может зацепить и потянуть их за собой. Совсем недавно был громкий случай в Аксае, когда суденышко рыбаков чуть было не смял курсировавший по своему маршруту паром. К счастью, вовремя подоспела помощь. Что касается спасжилетов, то их обязывали носить, если температура воздуха ниже 15 градусов. Если лодка перевернулась, мало шансов доплыть до берега в теплой одежде, кроме того, быстро наступает переохлаждение, а спасжилет позволяет держаться на плаву. Хотя нередко рыбаки пренебрегают правилами, таких мы привлекаем к ответственности», – рассказали в Инспекции по маломерным судам Ростовской области.

Представители инспекции говорят, что каких-то глобальных изменений в новых правилах нет, однако они стали более конкретными, все сформулировано более четко и, что важно, прописаны правила в одном документе.

«Мы и раньше могли привлекать к административной ответственности судоводителей, нарушающих правила безопасности на воде. Но сделать это было довольно тяжело, так как у лодочников нет судового билета. Сейчас же правила безопасности четко прописаны, в том числе и для владельцев маломерных судов, которые не надо регистрировать», – говорит заместитель начальника отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС РФ по Ростовской области Вячеслав Каргин.

Суточная норма вылова на 2022 год в Ростовской области

N п/п Наименование водных биоресурсов Суточная норма добычи (вылова), кг/экз.
1 Судак 2 экземпляра
2 Сом пресноводный 2 экземпляра
3 Сазан 3 экземпляра
4 Сарган 5 кг
5 Тарань 5 кг
6 Рыбец, сырть 5 экземпляров
7 Синец 5 кг
8 Амур белый 2 экземпляра
9 Лещ 5 кг
10 Кумжа (форель) (пресноводная жилая форма) 5 экземпляров
11 Усачи 5 кг
12 Подуст 5 кг
13 Берш 5 экземпляров
14 Жерех 3 экземпляра
15 Толстолобики 2 экземпляра
16 Чехонь 5 кг
17 Сельди черноморско-азовские проходная и морская 5 кг
18 Пузанок азовский 5 кг
19 Пиленгас 5 кг
20 Голавль 5 кг
21 Линь 5 кг
22 Щука 5 кг
23 Язь 5 кг
24 Бычки 5 кг
25 Камбала-калкан 2 экземпляра
26 Камбала-глосса 5 кг
27 Кефали (сингиль, лобан, остронос) 5 кг
28 Ставрида 5 кг
29 Плотва 5 кг
30 Густера 5 кг
31 Окунь 5 кг
32 Красноперка 5 кг
33 Карась обыкновенный 5 кг
34 Карась серебряный 10 кг
35 Пескарь 5 кг
36 Налим 5 кг
37 Белоглазка 5 кг
38 Елец 2 экз.
39 Ёрш 5 кг
40 Уклейка 5 кг
41 Верховка 5 кг
42 Амур черный 2 экземпляра
43 Мидии 5 кг
44 Рапана 10 кг
45 Раки (рак пресноводный) 30 экземпляров
46 Креветки черноморские 2 кг
47 Артемии (в том числе на стадии цист) 0,2 кг
48 Хирономиды 0,5 кг
49 Полихеты 0,5 кг
Читайте также:  Статья 321 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

В какие сроки запрещена добыча водных биоресурсов

  • в течение всего года — судака и берша в реке Дон от плотины Цимлянского гидроузла до устья, включая бассейны всех впадающих в этот участок Дона рек (исключая Веселовское и Пролетарское водохранилища на реке Маныч), в реке Кубань от плотины Краснодарского гидроузла до устья, реке Протока, в азовских лиманах Краснодарского края, включая лиманы Ейский, Бейсугский, Ахтарский, Курчанский и Большой Ахтанизовский, в Азовском море и в Таганрогском заливе;
  • с 1 января по 14 июня — рака пресноводного в водных объектах Ростовской области (исключая Цимлянское водохранилище);
  • с 1 января по 15 сентября — рака пресноводного в Цимлянском водохранилище;
  • с 15 января по 28 (29) февраля — щуки в водных объектах рыбохозяйственного значения Ростовской области;
  • с распадения льда по 30 июня — на реке Маныч — от устья до запретного пространства Усть-Манычского гидроузла;
  • с 1 марта по 31 мая:

Как подать заявление о регистрации судна

  • Можно в письменном виде в отделении ГИМС.
  • Можно электронно через портал Госуслуг.

Портала «Госуслуг» бояться не стоит. Это, пожалуй, лучшее, что дало Государство гражданам. Если еще не пользовались, то срочно регистрируйтесь — полное счастье не гарантировано, но время и нервы сбережете.

Источник — Приказ N 355
4. Заявление о государственной регистрации может быть подано в письменном виде по месту нахождения подразделения ГИМС МЧС России, а также в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

  • Более того, если вы подаете электронное заявление, то шансы получить отказ минимальны — главное следовать информации, которая опубликована на официальных сайтах МЧС России и на Едином портале, даже если она ошибочная!
  • И госпошлину вам не придется платить до подачи заявления, как в случае с бумажным вариантом.

Правила плавания по внутренним водным путям

Для того чтобы получить права правила движения на воде маломерных судов изучаются, но часто о них забывают. Они описаны в КВВТ Российской Федерации от 2001 года. Действуют они на ВВП, исключением являются только реки с морским режимом. Правила распространяются на экипажи судов, ИП, юридических и других лиц, которые осуществляют судовое хождение на внутренних водных путях. К плаванию допускаются зарегистрированные в ГИМС плавательные средства, имеющие на борту регистрационный знак и государственный флаг.

Управлять речным или морским судном разрешено лицу, которое имеет соответствующую квалификацию. Судоводитель ответственен за соблюдение КВВТ, а также за безопасность пассажиров. Экипаж должен исключать ситуации, несущие опасность для жизни, повреждения судна, загрязнения окружающей и водной среды.

Борт надо оснастить спасательными предметами, которыми пользуются в случае происшествия. Судоводитель, заметив аварию на воде, обязан немедленно оказать помощь, если она требуется. Об аварии, транспортном происшествии, повреждениях судна необходимо сообщить диспетчеру ближайшего порта.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *