Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контракт при осуществлении закупки у единственного поставщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.
Закупка у единственного поставщика унитарными предприятиями.
Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.
Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке[3]. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).
О жесткой позиции контролирующих органов.
Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:
-
когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;
-
когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;
-
когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).
В соответствии с позицией министерства финансов и Антимонопольной службы, распространение данного заболевания носит чрезвычайный и непреодолимый характер. Поскольку сегодня действуют обстоятельства непреодолимой силы, минфин в письме от 19.03.2020 № 24-06-06/21324, ФАС в письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 разрешили приобретение ТРУ в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Тот факт, что распространение коронавирусной инфекции признано представителями названных ведомств обстоятельством непреодолимой силы, будет учитываться во время проверок. На основании данного факта должны рассматриваться:
- жалобы;
- дела об административных правонарушениях;
- обращения о внесении исполнителя в РНП.
Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). В число наиболее распространённых условий входят:
- заказчик приобретает товар, работы, услуги (ТРУ), производимые организациями, которые входят в естественную монополию на основании Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
- договор заключается на сумму менее 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
- заказчик приобретает услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений, а также по ввозу (вывозу) или хранению наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
- заказчик приобретает ТРУ, которые признаны необходимыми в связи с аварийной ситуацией, а также неотложной потребностью в оказании экстренной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).
Обеспечение исполнения контракта
В ч. 2 ст. 96 44-ФЗ прописаны условия при которых заказчик вправе установить обеспечение исполнения госконтракта в закупках у единственного поставщика. Собрали их в таблицу.
Пункт часть 1 статьи 93 44 ФЗ | Условие |
---|---|
1,2 | Если по правовым актам в рамках этих пунктов заказчик не обязан требовать от поставщика обеспечить исполнение |
4 — 11, 13, п 14 ст 93 44 ФЗ, 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46,51,52 | Без условий |
47 — 48 | Если в договоре не прописано авансирование |
Что относится к общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи?
Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 “О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи”
1 | Общедоступная почтовая связь |
1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
2. Передача внутренней телеграммы |
|
2 | Общедоступная электросвязь |
3. Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
4. Услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
4.1 Услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:
4(2). Услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи. 6. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов). 7. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа. 8. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. |
Какие методы для расчета цены использовать при заключении контракта с ЕП?
Закон выделяет следующие методы:
- Метод сопоставления рыночных цен или, по-другому, анализ рынка. Является приоритетным при расчете цены, когда речь идет о контрактных отношениях с ЕП. Остальные методы применяются только в тех случаях, которые предусмотрены в ст. 22 ФЗ 44 (ч.ч. 7-11). При использовании данного метода рекомендуется использовать не менее 3 цен, которые предлагают различные поставщики.
- Нормативный метод. Применяется в случае нормирования закупок (ст. 19 ФЗ 44).
- Тарифный метод. Применяется в тех случаях, когда цены на закупаемый товар (услугу, работу) устанавливаются государством.
- Проектно-сметный метод. Уместен, если закупаются услуги (работы) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или по сохранению объектов культурного наследия.
- Затратный метод. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда нельзя применить ни один из перечисленных выше методов.
Когда допускается проведение такой закупки
Полный перечень ситуаций, при которых заказчик может закупить необходимые товары или услуги у одного поставщика приведен в статье 93 44-ФЗ. Среди всех случаев чаще всего применяются следующие:
- Приобретение товаров и услуг у организаций, которые относятся к разряду естественных монополий и отвечают нормам статьи 147-ФЗ.
- Закупка материальных ресурсов или работ на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
- Приобретение услуг водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и тому подобные.
- Закупка материальных ценностей и услуг предназначенных для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
- Приобретение печатных изданий в том случае, если эксклюзивные права на издание принадлежат только одной компании.
- Посещение культурно-массовых мероприятий, музеев, зоопарков и так далее.
- После признания закрытой процедуры по определению поставщика несостоявшейся.
В этих и других перечисленных в законе случаях заказчик может провести закупку у выбранного поставщика. При этом ему придется составить отчет и обосновать свой выбор.
Размещение информации в ЕИС
Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» говорит о том, что заказчики обязаны размещать в Единой информационной системе сведения о тех закупках, которые он проводит. Однако следует помнить о том, что такая информация размещается только в некоторых случаях, а именно:
- если начальная максимальная цена контракта превышает сто тысяч рублей (а для заказчиков с оборотом свыше пятисот миллиардов – свыше пятисот тысяч рублей);
- если сведения о предмете закупки не являются секретными и составляющими различные охраняемые государством тайны.
Основополагающие нормативные правовые акты, которые регулируют правоотношения:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
- Приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. N 537 «Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
- Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
Понятие закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), собственно, как и само понятие закупки, текущая редакция Закона о закупках не содержит.
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или, часто называемая прямая, неконкурентная закупка — это способ закупки, «косвенно» предусмотренный Законом о закупках. В ч. 2 ст. 19 Закона о закупках указано, что Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе (далее — единая информационная система, ЕИС) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Следует, отметить, что изменения, которые планируются внести в ближайшее время в Закон о закупках, предполагают введение закрытого перечня способов закупок и «деление» способов закупок на конкурентные способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)