Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
ЧТО УЧИТЫВАЮТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ
⏹ Для юридического лица. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:
- характер совершенного административного правонарушения;
- характер и размер причиненного вреда;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
- финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).
⏹ Для физического лица. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:
- характер совершенного административного правонарушения;
- обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
- степень его вины;
- характер и размер причиненного им вреда;
- имущественное положение;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).
Раскаяние смягчает наказание
А вот пример того, как более либеральные правила уже работают. В конце февраля представители местной межрайинспекции нашли у жителя Солигорска сети — целых семь экземпляров. Хоть это и произошло в его квартире, но даже за хранение таких орудий лова предусмотрена ответственность. Суд состоялся уже после вступления в силу нового КоАП — нарушитель получил штраф 3 базовые величины. Вину признал, но в суд не явился.
Было — стало
— Возможно, штраф мог быть и меньше, — комментирует Ольга Громович. — Прежде нижняя планка наказания за такое нарушение составляла 5 базовых величин, сейчас нижней границы нет. Существенное примечание, которое говорит о либерализации законодательства, размещено в начале главы 16 КоАП. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное этой главой, освобождается от административной ответственности за него с вынесением предупреждения. Но при соблюдении нескольких условий. Первое — человек должен признать факт совершения им административного правонарушения и согласиться на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения. Второе — чтобы в течение одного года до совершения «проступка» на него не налагали административных взысканий и не выносили предупреждений за такое же административное правонарушение. Если человек причинил вред окружающей среде, то должен добровольно возместить его до объявления постановления по делу об административном правонарушении.
Без путевки не входить
На территории лесхоза в Мядельском районе вилейчанин без путевки отправился на охоту. Он установил три капкана на пушных животных, но никого не добыл — госинспекторы появились вовремя. Нарушителя лишили права на охоту на год. Кроме того, суд оштрафовал его на 25 базовых величин.
Было — стало
— За это нарушение нижняя планка наказания раньше составляла 20 базовых, сейчас уменьшилась до 10. Штрафы для физлиц за незаконную охоту — от 10 до 30 базовых (ранее от 20 до 50), перемещение нелегально добытой дичи — от 20 до 30 (ранее от 20 до 50). Повторные нарушения правил безопасности охоты или ношение запрещенных боеприпасов — от 10 до 30 базовых (прежде от 10 до 40), нарушение порядка исправления ошибочных записей в документах на охоту, если совершено повторно или повлекло за собой ущерб, — до 30 (ранее до 40). Кроме того, в части 9 статьи 16.27 оговорено обстоятельство, которое раньше сложно было квалифицировать: если у охотника во время проверки не окажется при себе необходимых документов, но они есть, ему грозит небольшой штраф — до 10 базовых величин.
Ответственность природопользователя
- Москва
- Санкт-Петербург
- Астрахань
- Барнаул
- Волгоград
- Воронеж
- Екатеринбург
- Ижевск
- Иркутск
- Казань
- Кемерово
- Краснодар
- Красноярск
- Липецк
- Набережные Челны
- Нижний Новгород
- Новокузнецк
- Новосибирск
- Омск
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Самара
- Саратов
- Тольятти
- Томск
- Тюмень
- Ульяновск
- Уфа
- Хабаровск
- Челябинск
- Ярославль
Правовые основания для проведения проверки Росприроднадзором прописаны в следующих основных нормативных документах:
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Водный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 №53.
Экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми:
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 №285)
- Уполномоченными территориальными органами (на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в перечне по Постановлению Правительства от 31.03.2009 №285).
В свою очередь, внеплановые проверки проводятся в случаях:
- проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Для малых предприятий общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
В настоящее время штрафы за нарушения в области экологии весьма велики. Вот только основные статьи Кодекса об административных правонарушениях, по которым может быть оштрафована практически любая организация:
- Статья 8.2. Несоблюдение норм при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – штрафы: (на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
- Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации – штраф: (на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей).
- Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, при сбросе сточных вод – штраф: (на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
- Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (выброс вредных веществ без специального разрешения) – штраф: на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – штраф: (на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск
Законом № 141-ФЗ предусмотрены следующие составы правонарушений и наказания за них.
Статья КоАП РФ |
Состав правонарушения и мера ответственности за него |
Новая ст. 6.35 КоАП РФ |
Предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*. Статьей определено 12 составов правонарушений. Максимальные санкции (штраф в размере от 900 000 до 1 000 0000 руб. – ч. 12) предусмотрены для ЮЛ, причинивших отходами животноводства вред здоровью людей или окружающей среде либо своими действиями приведшие к эпидемии или эпизоотии (при отсутствии признаков уголовного преступления). Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток. Меньшие штрафы грозят субъектам за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при скоплении, утилизации и перевозке любых отходов потребления и производства. В первый раз размер штрафа составит (ч. 1):
Повторные правонарушения наказываются строже |
Новая редакция ст. 8.2 КоАП РФ |
Предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Статьей определено 12 составов правонарушений. Так, за несоблюдение указанных требований при размещении отходов ИП в первый раз будет оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб., ЮЛ – от 300 000 до 400 000 руб. (ч. 4). Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или ненаправление документов в уполномоченный орган повлечет штраф – для ИП от 40 000 до 60 000 руб., для ЮЛ от 200 000 до 350 000 руб. (ч. 7). Аналогичные санкции предусмотрены при:
|
Новая ст. 8.2.2 КоАП РФ |
Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в виде штрафа в размере:
Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток. Повторные правонарушения наказываются строже |
Новая ст. 8.2.3 КоАП РФ |
Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства в виде штрафа в размере:
Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток. Повторные правонарушения наказываются строже |
* Ранее подобные правонарушения квалифицировались по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальным штрафом до 250 тыс. руб.
Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.
1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Ужесточение ответственности за нарушение экологического законодательства
Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:
- для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.
Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:
- для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.
Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
Экологическая экспертиза
Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.
Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона «Об экологической экспертизе». В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.
Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:
- Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
- Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
- Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
- Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
- Достоверности и полноты предоставляемой информации.
- Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
- Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
- Гласности результатов.
- Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.
Статья 18.8. Нарушение правил пользования транспортным средством
1. Выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства
Административная ответственность за нарушение | ||
37–74 руб. | от 1 до 2 б.в. |
2. Открытие дверей транспортного средства во время движения
Административная ответственность за нарушение | ||
74–370 руб. | от 2 до 10 б.в. |
Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»
В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:
- административная ответственность;
- уголовная ответственность;
- гражданско-правовая ответственность;
- дисциплинарная ответственность.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.
Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:
- имущественная;
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная ответственность.
Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.
Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Неуплата экологического сбора
Как известно, плательщиками экологического сбора являются организации и предприниматели, которые занимаются производством или импортом товаров (упаковки), подлежащих обязательной утилизации после утраты ими потребительских свойств, и не утилизируют эти изделия самостоятельно (либо утилизируют их в меньшем объеме, чем установлено нормативом).
Экосбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ об отходах производства). При этом ранее штраф за неуплату экологического сбора установлен не был.
Согласно комментируемым поправкам, неуплата в установленный срок экологического сбора повлечет штраф в следующих размерах (ст. 8.41.1 КоАП РФ):
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
- для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.
Чем вам грозит отсутствие природоохранной документации?
Если при проверке, плановой или внеплановой, на предприятии обнаружилось отсутствие природоохранной документации, на должностных лиц, ИП и юрлица могут быть наложены определенные штрафные санкции.
Существующее законодательство и нормативно-правовая база предусматривает разграничение санкций, накладываемых на должностных лиц, ИП и юридических лиц.
Самым простым способом для любой организации избежать финансовых потерь является своевременное обращение к специалистам, оказывающим услуги по разработке пакета природоохранной документации.
ст. КоАП | Название статьи | Сумма штрафа, тыс. руб. |
физ. лицо | должн. лицо | юрид. лицо |
Отчетность по отходам
Новая статья 8.51 «Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год» | ||
Часть статьи | Нарушение | Санкция |
1 | Несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год | Штраф:
|
2 | Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения | Штраф:
|
Непредставление экологической отчетности
Помимо этого, КоАП РФ дополнен новой статьей 8.5.1. В ней установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Так, если отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) не представлены или сданы с опозданием, проверяющие выпишут штраф в следующем размере:
- для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
- для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
А если такая отчетность или декларации представлены в неполном объеме либо отчетность содержит недостоверные сведения, то штрафы для ИП и юрлиц будут еще больше:
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
Напомним, что декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным.