Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Важные разъяснения по работе с РНП по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).
Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.
Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].
Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.
Сведения и информация, подлежащие направлению в ФАС.
Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1211.
В частности, автономное учреждение должно направить следующие сведения:
1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.
2. Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица – страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.
3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).
4. Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).
5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.
6. Сведения о договоре:
- наименование товаров (работ, услуг);
- код по ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ));
- валюта договора;
- цена договора;
- срок исполнения договора;
- код валюты договора.
7. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).
К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:
- копию протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
- копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
- копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
- иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора, например, копию решения суда.
Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.
[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?
Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет. Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению. Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).
Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.
На этапе заключения государственного контракта участнику закупки следует:
— фиксировать (в том числе посредством системы ГИС «Независимый регистратор») факты совершения победителем закупки действий, направленных на заключение контракта;
— совершить действия, которые бы свидетельствовали о действительном намерении заключить контракт (незамедлительно представить обеспечение, подписать контракт на бумажном носителе и прочее);
— незамедлительно сообщить заказчику о причинах, которые явились основанием для признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
В каких случаях внесение поставщика в Реестр нарушает нормы законодательства
Если условия соглашения нарушены, нужно принимать во внимание все обстоятельства дела. Если опоздание с предоставлением обеспечения было допущено единожды, это не становится веской причиной для включения лица в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако заказчик сам не может узнать, допускала ли компания раньше аналогичные нарушения. Но это известно ФАС. Если ранее в отношении лица жалобы на просрочки не поступали, его не станут включать в РНП. В ином случае поставщик, допустивший первое нарушение, имеет право обратиться в суд.
Другой ситуацией становится незаконный отказ от контракта в одностороннем порядке. Если соответствующее условие не прописано в договоре, заказчик не может отказаться от исполнения условий соглашения, если нет серьезных причин для этого. Они могут быть следующими:
- срок исполнения контракта нарушен более, чем на месяц;
- товар не соответствует требованиям техзадания;
- был выявлен серьезный брак.
При этом во внимание принимают, почему возникла задержка. Если в ней виноват сам заказчик, это может стать поводом для расторжения сделки.
Проще всего разобраться на примере. Допустим, был заключен контракт на создание сайта. Поставщик быстро разработал дизайн-макет и предоставил его заказчику, однако тот долго не принимал работу. В результате компания не могла начать работу над версткой сайта. В результате срок сдачи был просрочен, и заказчик написал жалобу в ФАС. Поставщика включили в Реестр, однако подобное действие было признано незаконным в суде, поскольку заказчик самостоятельно растягивал сроки исполнения контракта.
Как проходит разбирательство?
Чтобы обжаловать решение о внесении в Реестр, необходимо действовать по следующей схеме:
- Подготовить заявление и аргументировать свою позицию. Важно сообщить, почему произошел срыв установленных сроков, или были нарушены условия контракта.
- Предоставить доказательную базу. Для этого к заявлению прикрепляют пакет документов. В перечень можно включить все расписки, акты приема, чеки.
- Обратиться в суд. Необходимо подавать заявление по месту регистрации поставщика.
- Соблюсти сроки. У заявителя есть только три месяца на подачу искового заявления. Срок считается с даты включения в Реестр. Пролонгация периода возможна только по уважительной причине.
- Принять участие в разбирательстве и узнать вердикт. Суд рассмотрит все обстоятельства дела, а затем вынесет решение.
Если заявитель считает, что решение неправомерно, можно попытаться обжаловать. Для этого необходимо обратиться в вышестоящую инстанцию.
В каких случаях внесение в РНП незаконно
Даже если формально поставщик может быть занесен в реестр недобросовестных поставщиков, есть ряд нюансов, которые могут изменить решение в его пользу:
- Если поставщик однократно опоздал с предоставлением обеспечения по договору, то это нарушение не является веской причиной для включения в РНП. Заказчик не может знать, является ли данное нарушение у контрагента первым, зато ФАС об этом известно. Если ранее на поставщика не жаловались, то в реестр он включен, вероятно, не будет, и даже если включение в РНП состоится, решение может быть обжаловано контрагентом в судебном порядке.
- Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, но оснований для этого не имел. Если договором не прописано, что заказчик имеет право расторжения в одностороннем порядке, то причина должна быть серьезной: продукция не по ТЗ либо превышение сроков контракта на 30 дней. Но если в задержке виновен заказчик, то причиной для расторжения она являться не может.
В этих ситуациях поставщик может оспорить решение ФАС о включении в РНП.
Односторонний отказ Заказчика или расторжение по решению суда
Такое случается, когда поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.
- По 44-фз заказчику при наличии оснований достаточно отказаться от исполнения контракта, разместить решение в ЕИС и, в случае не устранения нарушений поставщиком, подать сведения в ФАС.
ФАС вызовет поставщика и заказчика на комиссию и рассмотрит вопрос о включении в РНП. К этому моменту важно иметь обоснованную позицию, документы и защитить интересы своего бизнеса, в том числе с помощью юриста.
- По 223-фз при исполнении контракта в РНП включают только на основании решения суда. С 2022г. дополнительное основание – если вы отказались от поставки по договору, заключенному с компанией, в отношении которой ввели санкции. Суд в данной ситуации не нужен, достаточно Вашего неосмотрительного отказа.
Поставщик может столкнуться с разными ситуациями в ходе исполнения контракта, в том числе с нарушением сроков, поставкой товара/ выполнением работ, не отвечающих всем условиям контракта.
Основания и сроки включения в реестр
Как установлено в части 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения имеющихся фактов, тогда как согласно п. 13 Постановления № 1062 информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) вносится в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения уполномоченным органом соответствующего решения. В связи с этим возникает вопрос: а факт недобросовестности поставщика подтверждается (исключительно) решением ФАС России (его территориальным органом) либо иным способом?
Вместе с тем, как следует из пп. 6 и 7 приказа ФАС России № 267, сведения об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов, о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России.
В рамках закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) вносятся уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211).
Однако обращаем особое внимание на то, что ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Постановлении № 1211 не установлены порядок рассмотрения органами ФАС России информации об участнике закупки с позиции внесения в реестр недобросовестных поставщиков и право на участие представителей сторон, что предусмотрено по аналогии в п. 12 Постановления № 1062.
Отсутствует также в нормативно-правовых актах о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц норма, содержащая основание для внесения органами ФАС России информации об участнике закупок в соответствующий реестр (приказ, решение или иной документ уполномоченного органа).
Какие могут быть последствия у попадания в реестр?
Когда компания попадает в реестр недобросовестных плательщиков, она получает запрет на участие в государственных и муниципальных закупках. Блокировка длится в течение всех двух лет пока информация о ней значится в РНП. Конечно, если поставщик услуг попал в блэклист по 44-ФЗ, он может участвовать в торгах по 223-ФЗ без ограничений. И наоборот. Если одни компании смогут пережить такие «Тендерные каникулы» без особых финансовых потерь, то для других это может стать фатальным.
Из других неприятных последствий тех, кто попал в реестр, может ждать расторжение договора заказчиком.
Если в обязательных требованиях к участникам значится, что информация о них не должна быть включена в реестр, а побеждает участник, который за время проведения тендера попал в ряды недобросовестных поставщиков, заказчик вправе расторгнуть с ним договор. Он может сделать это на основании всё того же 44-ФЗ (часть 15, пункт 1) в одностороннем порядке.
Чем рискует компания, оказавшаяся в РНП?
- Компания-поставщик лишается возможности участвовать в закупках сроком на 2 года как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
- Теряет обеспечение заявки, которое подлежит возврату. Обеспечение заявки как раз выступает в роли защитного механизма для госучреждений от недобросовестных поставщиков, которые подают заявки, а потом становятся уклонистами, не заключая контракты.
- Лишается возможности обжаловать действия заказчика по процедурам, в которых указано требование по отсутствию информации о поставщике в РНП (п.3 ч.5 ст.105 44-ФЗ).
- Ухудшается репутация компании. РНП – это некий «черный» список, оказавшись в котором потом будет тяжело наладить заново сотрудничество с контрагентами, поскольку их это отталкивает.
Основания для включения сведений об участнике в РНП
Согласно ч.1.1 ст.31 44-ФЗ заказчик имеет право установить требование об отсутствии информации о поставщике в РНП. Соответственно, если поставщик, находящийся в РНП подаст заявку на участие в закупочной процедуре, то его заявка будет отклонена оператором электронной площадки в течение 1 часа после ее подачи.
Участникам закупок стоит помнить о том, что направление информации об участнике для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его злым умыслом, соответственно, даже если вины организации в допущении условий для направления информации нет, заказчик все равно должен направить эту информацию.
Основные усилия участника должны быть уже направлены не на взаимодействие с заказчиком, а на взаимодействие с территориальным органом ФАС, который и будет рассматривать ситуацию по существу.