Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Алгоритм выбора системы налогообложения
Итак, мы разобрались в основных элементах российских налоговых систем. Что со всем этим делать? Надо оценить — требованиям каких налоговых режимов удовлетворяет ваш бизнес.
- Начинать надо с выбранного вида деятельности, а именно – под требования каких систем налогообложения он вписывается. Например, розничная торговля и услуги подходят под УСН, ОСНО, ПСН. Торговать оптом можно только на УСН (в пределах лимитов) и ОСНО. Сельхозпроизводители могут работать на ОСНО, УСН и ЕСХН. Индивидуальные предприниматели могут приобрести патент на услуги производственного характера, такие как изготовление ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и др. Самый широкий выбор видов деятельности из специальных налоговых режимов – у УСН.
- По организационно-правовой форме (ИП или ООО) ограничения распространяются на ПСН и НПД. Эти режимы разрешены только физлицам. Остальные налоговые режимы доступны и физическим, и юридическим лицам.
- По количеству работников самые жесткие требования у патентной системы налогообложения – не более 15 человек. Ограничения же по работникам для УСН (130 человек) можно назвать для начала деятельности приемлемыми.
- Лимит предполагаемого дохода для УСН: 219,2 млн. рублей в год. Пожалуй, его трудно будет выдержать торгово-посредническим фирмам и бизнесу с большой долей расходов. Лимит в 60 млн рублей для патентной системы налогообложения довольно трудно преодолеть с учетом ограниченного числа работников, поэтому можно назвать это требование не очень существенным. Самый жесткий лимит — на НПД, поэтому этот режим больше подходит для нерегулярного или совсем мелкого бизнеса.
- Если вам необходимо быть плательщиком НДС (например, ваши основные клиенты – плательщики НДС), то лучше выбрать ОСНО. Но здесь надо хорошо представлять себе, какой окажется сумма выплат по НДС, и сможете ли вы без проблем вернуть входящий НДС из бюджета. В ситуации с этим налогом практически невозможно обойтись без квалифицированных специалистов.
- Вариант УСН Доходы минус расходы может, в некоторых случаях, оказаться самым выгодным по суммам налога к уплате, но здесь есть серьезный бюрократический момент — подтверждение расходов. В этом случае надо знать, сможете ли вы предоставить подтверждающие документы.
- После того, как вы подобрали для себя несколько вариантов налогообложения (напоминаем, что ОСНО всегда может быть в этом списке), стоит сделать предварительный расчет налоговой нагрузки. Целесообразнее всего обратиться за этим к профессиональным консультантам, но самые простые примеры расчетов мы приведем здесь.
Системы налогообложения в 2022 году: какие существуют для организаций
Системы налогообложения делятся на две группы:
- общая система налогообложения (ОСН);
- специальные налоговые режимы.
Смысл последних в том, чтобы компания платила один налог с дохода или финансового результата, который заменит собой полностью или частично:
- налог на прибыль;
- НДС;
- налог на имущество.
Налог на прибыль и НДС особенно сложны в подсчете налоговой базы и составлении отчетности. Выходит, спецрежим упрощает жизнь налогоплательщикам.
Всего в 2022-м в РФ действуют четыре спецрежима для организаций:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРД).
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Режимы налогообложения: как уменьшить налог или налоговую базу
Владельцы бизнеса всегда стремятся оптимизировать расходы. Одним из способов может стать уменьшение налогов. Оптимизация налоговых выплат зависит от сферы деятельности компании и выбранного режима налогообложения.
Находясь на основной системе налогообложения, организация или ИП может уменьшить налоговую базу для расчета налога на прибыль за счет вычета расходов на приобретение или модернизацию основных средств. Здесь необходимо помнить, что до 90% таких расходов можно направить на уменьшение лишь региональной части налога, а оставшиеся 10% — федеральной.
Т. к. у упрощенной системы две схемы налогоисчисления, рассмотрим каждую из них подробнее.
«Доходы». Ставка единого налога в этой схеме равна 6%. Налог в данном случае может быть уменьшен за счет вычета из базы уплаченных страховых взносов, а также пособий по больничным листам и торгового сбора.
«Доходы минус расходы». На этой схеме предприниматель платит 15% от суммы, составляющей разницу между доходами и расходами компании. В данную налоговую схему уже заложено уменьшение налоговой базы за счет вычета расходов компании. Как правило, вариант УСН «Доходы минус расходы» выбирают компании и ИП, у которых достаточное количество расходов, чтобы эта схема была выгоднее первой.
На едином сельскохозяйственном налоге база может быть уменьшена тоже за счет расходов, а именно страховых взносов. Сделать это могут все компании и ИП, которые выбрали для себя режим единого сельскохозяйственного налога.
Патентной системой имеют право пользоваться только индивидуальные предприниматели. Сегодня у каждого ИП должна быть онлайн-касса. Именно на расходы на нее он и имеет право уменьшить налоговую базу. Также ИП на патентной системе может уменьшить базу для исчисления налогов за счет взносов и пособий, которые были уплачены рамках действия патента.
Физические лица, выбравшие для себя в качестве налогового режима налог на профессиональный доход, могут уменьшить базу для его исчисления за счет налоговых вычетов.
Особенности ведения бухгалтерского учета на разных системах налогообложения
От режима налогообложения зависит не только размер налогов, периодичность их уплаты и налоговая отчетность, но и особенности ведения бухгалтерского учета. На некоторых режимах его и вовсе не нужно вести, а на других — ведение бухгалтерского учета становится обязательным.
Рассмотрим основную и упрощенную системы налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог. Все три режима могут использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Юридические лица. На всех трех вышеперечисленных режимах организации обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность. За нарушение этого закона предусмотрены разные степени наказания.
Индивидуальные предприниматели. Ведение бухгалтерского учета остается на усмотрение ИП. Если предпринимателю нужна отчетность такого рода, то он может вести учет, а если нет — то избавить себя от лишней бумажной волокиты.
ИП и физические лица, выбравшие для себя патентную систему, либо налог на профессиональный доход, не должны вести бухгалтерский учет. Эти два режима максимально упрощены, т. к. предполагается, что на них переходят лица с небольшими оборотами и с небольшим числом контрагентов.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Система налогообложения — совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.
Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.
Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации [12, c. 45].
Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:
ü Единый налог на вменённый доход (ЕНВД).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход установлена главой 26.3 НК РФ и относится к специальным налоговым режимам. В российской налоговой системе этот способ налогообложения впервые появился в виде единого налога (взноса) на вмененный доход для определенных видов деятельности. Впоследствии законодатель в нем изменения в правовой режим налогообложения отдельных видов деятельности, уточнив его сущность, и кодифицировал в Налоговом кодексе РФ соответствующие нормы [10].
Принципиальное отличие ЕНВД от традиционных схем налогообложения заключается в том, что база налогообложения определяется не по отчетности налогоплательщика, а на основе расчета доходности разных видов деятельности. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко применяемых физических показателей. Вместе с тем для законопослушных налогоплательщиков создаются дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации. Введение ЕНВД также позволяет более полно определять налоговые поступления при утверждении на финансовый год бюджетов разных уровней [2, c. 324].
Порядок применения системы налогообложения в виде ЕНВД регламентируется главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.
Согласно статье 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются:
) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом;
) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:
ü по месту осуществления предпринимательской деятельности;
ü по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя);
ü по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 5, 7, 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога;
) на розничных рынках, образованных в соответствии с ФЗ №271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пп. 13, 14 п. 2 ст 346.26 НК РФ, являются управляющие рынком компании [11].
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
ü оказание бытовых услуг;
ü оказание ветеринарных услуг;
ü оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
ü оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 автотранспортных средств;
ü розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с малой площадью или через иные объекты организации торговли, в том числе и не имеющие стационарной торговой площади;
ü оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
ü оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие, а также не имеющие залов обслуживания посетителей;
ü распространение и размещение рекламы;
ü оказание гостиничных услуг;
ü сдача в аренду стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (кроме услуг по передаче в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций (пп. 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ));
ü сдача в аренду земельных участков для организаций торговли (кроме услуг по передаче в аренду земельных участков ля размещения автозаправочных и автогазозаправочных станций) [8].
В ст. 346.27 НК РФ установлены некоторые исключения из перечисленных видов деятельности. На ЕНВД не могут быть переведены:
ü услуги ломбардов;
ü изготовление мебели;
ü строительство индивидуальных домов;
ü розничная торговля товарами собственного производства;
ü торговля по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (интернет-магазины, телемагазины, посылочная торговля и т.п.).
В п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ указано также, что организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), не применяют ЕНВД, если торгуют или используют в общественном питании сельскохозяйственную продукцию собственного производства через свои объекты торговли или общепита.
Представительные органы местного законодательства вправе определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД. Но делать они это могут только в рамках того перечня, который установлен п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Кроме того, в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг представительные органы вправе самостоятельно определить перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату ЕНВД (п. 3 ст. 346.26 НК РФ).
Налогоплательщики, осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, обязаны вести раздельный налоговый учет по каждому виду деятельности. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке [3, c. 118].
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности Налоговым кодексом установлены следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (см. приложение 1).
Исходя из перечисленных показателей, устанавливается сумма вмененного дохода.
Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Это означает, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала.
Ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Уплата производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных ИП за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.
Доходы от уплаты единого налога распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы по следующим установленным Бюджетным кодексом нормативам отчислений:
ü в бюджеты поселений и городских округов — 90%;
ü в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 0,5%;
ü в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 4,5%;
ü в бюджет Фонда социального страхования — 5%.
Налоговая декларация по итогам налогового периода предоставляется налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом [5, c. 220-221].
Сроки подачи и уплаты налога представлены в табл. 1.
Таблица 1. Сроки подачи и уплаты налога
Сроки подачи декларации |
Сроки уплаты налога |
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом |
Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом |
Налог — это принудительная выплата государству юридическими и физическими лицами денежных средств в обмен на право заниматься коммерческой и трудовой деятельностью.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Общие принципы построения налоговой системы в современной России были определены в принятом 27 декабря 1991 г. Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а сейчас закреплены и развиты в НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Е – Л. Единица налога – Льготы таможенные
Единица налога – это специфическая единица измерения объекта налога, которая принята за основу для исчисления оклада налога.
Задолженность дебиторская – это счета к получению суммы, которая причитается предприятию от покупателей за товары или услуги, которые были проданы в кредит.
Дебиторская задолженность в балансе предприятия записывается как текущие активы.
Задолженность кредиторская – задолженность, которая появляется при расчётах с поставщиками, а также временное использование в денежном обороте предприятия средств кредитора.
Заём государственный или муниципальный – это процесс передачи в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязано вернуть в том же размере плюс процент на сумму займа.
Займы государственные – это специфические экономические отношения между государством и юридическим или физическим лицом, когда заёмщиком выступает государство.
Заказ муниципальный – это соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией, в котором прописаны правила выполнения работ или оказания услуг, финансируемых за счёт средств местного бюджета.
Залог – это способ обеспечить исполнение обязательств, по договору найма в том числе.
Затраты – это совокупность производственных выплат, которые представлены в наличной и безналичной формах, которые связаны с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, а также их реализация.
Затраты текущие – это издержки, которые могут появиться в процессе производства продукции и оказания услуг для получения прибыли и относятся к конкретному отчётному году.
Затраты условно-переменные – это затраты, величина которых определяется в соответствии с изменениями прямо пропорционально изменению объёма производства.
Затраты условно-постоянные – это затраты, которые ни коем образом не зависят от динамики и объёма производства.
Издержки производства и реализации продукции – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, в том числе затрат на производство и реализацию продукции.
Изменение срока уплаты налога и сбора – это изменение определённого срока уплаты налога и сбора на более позднюю дату.
Износ основных фондов – это постепенная потеря основными фондами их положительных свойств.
Существует физический и моральный износ основных фондов производства. Физический износ представляет собой материальное снашивание средств труда в процессе их использования и воздействия внешних сил. Моральный износ наступает до полного физического износа после того, как появляются более производительные, точные и экономичные машины и оборудование.
Иммунитет налоговый – это процесс освобождения лиц, которые занимают особо привилегированное положение, от уплаты налогов.
Импорт – это ввоз товаров, работ и услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности, а также исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за рубежа без обязательств об обратном отзыве.
Имущество – это виды объектов гражданских прав, которые относятся к имуществу согласно Гражданскому кодексу РФ.
Инвестиции – это долгосрочные вложения средств, главной целью которых является создание новых или модернизация уже работающих предприятий, а также освоение новых технологий и техники, расширение производства и получение прибыли.
Инкассо – это разновидность банковской операции, суть которой заключается в получении банком денег по разным документам от имени своих клиентов и перечисление их на счёт получателя в соответствии с установленными правилами.
Инновации – это нововведения, которые представляют собой целый комплекс по созданию, распространению и применению новшеств для удовлетворения человеческих потребностей, которые в свою очередь очень быстро меняются под влиянием общества.
Инструмент экономический – это категория в экономике, которая сознательно, целенаправленно используется для удовлетворения интересов субъектов хозяйствования и государства в целом.
Инфляция – это такое кризисное состояние денежной системы, которое объясняется диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющегося в первую очередь в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что становится причиной перераспределения национального дохода в пользу конкретных социальных групп.
Инфляция бывает ползучая, галопирующая и гиперинфляция.
Информация финансовая – это система финансовых показателей, которая используется для принятия решений и рассчитана на определённых пользователей.
Инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, которые занимается обслуживанием промышленного или какого-либо иного производства и населения. Инфраструктура состоит из транспорта, связи, торговли, материально-технического обеспечения, науки образования, здравоохранения.
Ипотека – это процесс сдачи недвижимости, земли в залог с целью получения кредитной ссуды под закладную.
Источник выплаты доходов налогоплательщику – это организация или физическое лицо, которое выплачивает налогоплательщику доход.
Источник налога – это доход субъекта или носителя налога, который перечисляет оклад налога.
Кадастр – опись и оценка объектов, которые попадают под налогообложение.
Кадастр земельный – это реестр земель по классам, который составлен в зависимости от плодородия, близости к рынкам сбыта, а также видам культур, произрастающим на них.
Кадастр налоговый – это список объектов налога, где указана их доходность.
Каникулы налоговые – это определённый по закону срок, на протяжении которого конкретная группа предприятий, компаний и организаций, имеет право не платить той или другой налог.
Капитал – 1. Все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые могут быть вложены инвестором в объекты предпринимательской деятельности для получения прибыли. 2. Величина средств, которые вложены в активы предприятия, которые впоследствии могут принести доход посредством производственного потребления.
Капитал акционерный – это основной капитал акционерного общества, который соизмерим с тем, что определён в уставе. Акционерный капитал образуется за счёт средств, взятых взаймы и эмиссии акций.
Капитал оборотный – это часть капитала, которая направляется на образование оборотных средств и возвращается в течение одного оборотного цикла производства.
Капитал основной – это та часть капитала, которая направляется на образование основных производственных фондов и принимает участие в производстве достаточно длительный период времени.
Капиталоёмкость – это соответствующий показатель, который отражает отношение основного капитала к произведённой в оговоренный период продукции или её части – национальному доходу, чистому доходу и прибыли.
Квота налоговая – это доля оклада налога в налоговом источнике.
Классификация бюджетная – это группа доходов и расходов, которая относится к бюджетам на всех уровнях с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Клиринг – это такая система безналичных расчётов за товары, бумаги и услуги, которая базируется на взаимных требованиях и обязательствах.
Р – Т. Работа – Требование платёжное
Работа – это вид деятельности, чьи результаты приносят материальное выражения и могут реализовываться для удовлетворения потребностей организации или физического лица.
Разгосударствление – это процесс перевода государственной собственности в иные её формы.
Процесс, в котором разгосударствление происходит посредством приобретения гражданами в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и создание на их базе акционерных обществ называется приватизацией.
Размер предприятия оптимальный – это размер предприятия, который предоставляет возможность выполнять заключённые договора и обязательства по производству продукции в оговоренные сроки с минимальными затратами и максимальной эффективностью.
Расходы бюджета – это экономические отношения, которые основаны на распределении фонда денежных средств государства и использовании согласно отраслевому делению, а также ведомственному, целевому и территориальному назначению.
Расходы государственные – это вид денежных отношений, который связан с применением централизованных и децентрализованных государственных средств на совершенно разные потребности государства.
Расходы накладные – это расходы, которые идут на хозяйственное обслуживание производства и управление предприятием, одновременно являющиеся дополнительными к основным затратам, при этом на одинаковых условиях они включаются в издержки производства.
Расчёт коммерческий – метод ведения хозяйства, суть которого заключается в соизмерении в денежной форме затрат и итогов работы; его ключевая цель состоит в получении максимума прибыли при минимальных затратах.
Коммерческий расчёт подразумевает обязательное получение прибыли, а также высокого уровня рентабельности, которого будет достаточно для продолжения хозяйственной деятельности.
Реализация – передача на возмездной основе права собственности на товары, итоги сделанных работ одним лицом для другого, а также возмездное оказание услуг.
Регулирование бюджетное – это перераспределение средств для уравновешивания территориальных бюджетов и обеспечение их минимальным уровнем доходов, с целью финансирования экономического и социального развития территорий.
Регулирование государственное – это система, которая оформлена на государственном уровне для внешнего воздействия на предприятие.
Регулирование экономики – это специфические меры, которые сконцентрированы на изменении темпов развития народного хозяйства и его отдельных структурных подразделений, основанные на перераспределении финансов.
Регулирование экономики осуществляется в двух формах: саморегулирование и государственное регулирование. Для саморегулирования характерны методы формирования финансовой базы в разных сферах общественного производства, которые сами же и используют субъекты хозяйствования. А для государственного регулирования характерно вмешательство государства в процесс развития общественного производства посредством различных экономических инструментов, особенно через финансовые рычаги.
Режим налоговый специальный – это специфический порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, который устанавливается на ограниченный период времени.
Режим таможенный – это совокупность положений, посредством которых определяется статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу с таможенными целями.
Резидент – это юридическое или физическое лицо, которое на постоянной основе зарегистрировано или проживает в указанной стране.
Резиденты должна неукоснительно соблюдать законы конкретной страны в своих экономических действиях. Они обязаны выплачивать налоги, согласно законодательству и норм страны проживания.
Результаты финансовые – это процесс, который подразумевает получение финансовых ресурсов и связан напрямую с производством и реализацией товаров, а также операциями на рынке капиталов.
Рекламация – это претензия, которая предъявляется покупателем в сторону продавца и основана она на несоответствии качества или количества поставленного товара, описанного в условиях контракта.
Реконструкция – это процесс глубокого переустройства действующего производства на основе технического и организационного совершенствования, комплексного обновления и модернизации основных фондов.
Рентабельность – это стоимостный показатель эффективности производства.
Рентабельность даёт характеристику уровню отдачи затрат, которые были вложены в процесс производства и реализации продукции, работы и услуг.
Рентабельность продукции – это показатель, который отражает уровень эффективности производства и определяется отношением прибыли от продажи продукции к её себестоимости.
Рентабельность производства – это показатель эффективности производства, который определяется отношением общей прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов производства и оборотных средств.
Реструктуризация внешнего долга – это процесс, который подразумевает под собой продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов.
Реструктуризация фискальной задолженности – это установление суммарной задолженности в бюджет, установление сроков для её полного погашения и осуществление контроля за соблюдением всех сроков выплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Ресурсы финансовые – это денежные доходы, накопления и поступления, формирование который сосредоточены в руках субъектов хозяйствования и государства, чьё предназначение видится как расширение производства, материальное стимулирование сотрудников компании, удовлетворение потребностей, нужд обороны и государственного управления.
Финансовые ресурсы представляют собой материальные носители финансовых отношений, которые применяются в двух формах: фондовой и нефондовой.
Роспись бюджетная – это такой документ, в котором представлено поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из возможных источников финансирования дефицита бюджета, а также распределяющий бюджетное ассигнования между получателем бюджетных средств и составленный согласно нормам и правилам бюджетной классификации РФ.
Рынок товара – это сфера обращения товара, которая определяется на основе возможностей покупателя реально и без серьёзных дополнительных затрат, купить товар, услугу или работу на самой близкой относительно покупателя площадке в РФ или за её пределами.
Рынок финансовый – это рынок, где происходит обращение капиталов и кредитов.
Финансовый рынок делится на рынок краткосрочного капитала и рынок долгосрочного ссудного капитала.
Самострахование – это список мер, которые направлены на устранение и предотвращение рисков, а также на создание резервных фондов материальных и финансовых ресурсов.
Самофинансирование – это специфический метод накопления финансового капитала, который способствует обеспечению воспроизводственных затрат, где основная функция – использование субъектами хозяйствования собственных финансовых ресурсов, которые были привлечены посредством выпуска ценных бумаг.
Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.
Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.
Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.
Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.
Основы налоговой схемы
Законодательством российской Федерации установлены определенные условия, согласно которым любая коммерческая компания должна производить взносы в указанный период. Параллельно она обязана вести соответствующую отчетность. Число подготавливаемых отчетов и объем вносимых денег разнятся в зависимости от плана налогообложения, задействованного в работе организации.
Начинающие бизнесмены далеко не всегда осознают значимость правильно принятого решения в отношении уплаты начислений. Однако детально изучить особенности различных налоговых режимов необходимо каждому предпринимателю и участнику коммерческих объединений. Только так можно организовать действительно эффективную деятельность, способную приносить хороший доход. Соответственно, выяснить, что собой представляет налогообложение у ООО с НДС: какими налогами облагается, что оплачивает, предстоит в первую очередь.
В последнее время особенно распространена такая форма предприятий, как общество с ограниченной ответственностью. Объясняется это легкостью формирования учреждений и возможностью самостоятельно выбирать схему, согласно которой будут производиться начисления.
Независимо от выбранной системы, организация должна осуществлять полный бухучет и передавать своевременно подготовленную декларацию в уполномоченный орган. К определению типа налогообложения предстоит подойти максимально ответственно. Каждый из них отличается собственным размером ставок, от чего в итоге варьируется объем вносимых денежных средств в государственную казну или внебюджетный фонд.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.
Специфические признаки налогов:
• тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
• принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
• участие в экономических процессах общества.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик;
4) Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в России (далее – налоговые органы);
5) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (далее – таможенные органы);
6) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов);
7) финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
8) органы государственных внебюджетных фондов.
Каждый установленный налог (сбор) характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога (сбора).
Элементы налога:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога;
• льготы по налогу (если они установлены).
Если хотя бы один из элементов налога отсутствует (кроме элемента «льготы»), налог нельзя считать установленным (ст. 17 НК РФ), т.е. не может быть введена обязанность по его уплате.
При установлении сборов определяются элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
При создании организации в день, попадающий с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
Понятие «объект налогообложения» определено ст. 38 НК РФ. В зависимости от типа налога объектами налогообложения могут являться: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом в целях налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Товаром для тех же целей признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В части регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой же в налоговом законодательстве считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Само понятие реализации товаров (работ или услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем дано в ст. 39 НК РФ. Оно подразумевает соответственно передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе.
При определении объекта налогообложения следует руководствоваться принципами определения цены товаров (работ или услуг) для целей налогообложения, установленными ст. 40 НК РФ. Из положений этой статьи следует, что обычно принимается цена товаров (работ или услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, причем бремя доказывания лежит на налоговом органе (п. 6 ст. 108 НК РФ).
В случаях когда цены товаров (работ или услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы или услуги).