- Автоюрист

Сбор налогов: опыт сельских поселений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбор налогов: опыт сельских поселений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На муниципальном уровне местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через представительные органы власти, выбранные им. Для того, что бы выполнялись возложенные на местные органы власти функции, они наделены определенными правами и полномочиями, в частности имущественными и финансово-бюджетными. Определимся с понятием муниципального бюджета.

Что такое муниципальный бюджет

О местных бюджетах см. также Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских, сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

Чрезвычайный бюджет рф.

Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.

Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.

Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.

Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств именуется секвестром бюджета .

Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».

Понятие местных налогов и сборов

Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.

Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.

Читайте также:  Как открыть столовую с нуля: с чего начать, виды, помещение, рентабельность

Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.

Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.

Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.

Уплата земельного сбора регулируется статьями 388 и 389 НК РФ. Здесь важно выделить факт, какие налоги идут в местный бюджет, если уплачены они за право собственности земельного участка. Представленные законодательные акты определяют плательщиков. Сборы в бюджет должны вносить все физлица и ИП, имеющие во владении земельные участки на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.

Объектами выступают все земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования с утвержденными сборами представленного характера. Не включены в список объектов местного земельного налога участки, которые признаны ценными культурными и археологическими наследиями, а также музеями-заповедниками. Сборы не взимаются с участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирного дома.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты выполняют ряд важнейших функций. В числе таковых: формирование капиталов, которые задействуются в целях финансового обеспечения активностей муниципальных органов власти; эффективное распределение соответствующих фондов по различным отраслям муниципального хозяйства; поддержка функционирования экономической системы города или района.

Значимую роль локальные бюджеты играют также и в решении социальных задач — это обеспечение занятости и высокого уровня жизни граждан. Должный уровень финансирования различных учреждений во многом предопределяет качество взаимодействия государства и общества. Например, это может касаться работы муниципальных служб: при недостаточном уровне бюджетной поддержки таковых эффективность работы подобных учреждений может существенно снизиться, равно как и удовлетворенность граждан от пользования соответствующего типа сервисами.

Система местных налогов и сборов

Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.

Местные налоги представлены в виде налогов:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.

К местным сборам относят сборы:

  • Федерального уровня;
  • местного уровня.

В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.

Региональные и местные налоги: в какой бюджет платится НДФЛ

Уже не одно столетие налоговая система считается одним из самых надежных способов наполнения бюджета страны. Так вышло, что именно налоги становятся основой государственности, позволяя формировать расходную часть бюджета. Так было тысячи лет назад, так устроено государство и сегодня.

Интересно почитать: Собеседование на приеме на работу бухгалтера

После поступления сумма от каждого из этих налогов делится на 2 части в соответствии с пропорциями, закрепленными законодательно. Одна часть – госбюджет. Другая – местные бюджеты. В частности, из федеральных налогов формируются муниципальные бюджеты. Правда, они сами считаются местными, хоть и формируются за счет федеральных поступлений.

Какие налоги входят в консолидированный бюджет?

Консолидированный бюджет Российской Федерации

Доходы, всего 39 497,6 млрд. рублей.
Налог на прибыль 4 543,2 млрд. рублей
Налог на доходы физических лиц 3 956,4 млрд. рублей.
Ввозные пошлины 716 млрд. рублей.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 8 167,2 млрд. рублей.

Классификация доходов

Рассмотрим теперь подробнее то, какими могут быть доходы, которыми располагают местные бюджеты РФ. Распространено их подразделение на собственные, регулирующие и внешние.

Что касается первых, то к таковым относятся налоговые доходы местных бюджетов, сборы, штрафы и иные поступления, формируемые в пределах локальной хозяйственной системы. Регулирующие доходы — это предусмотренные законодательством отчисления от федеральных налогов, а также тех, которые установлены для субъектов РФ. Соответствующие нормативы фиксируются в бюджетных источниках права конкретного региона либо на уровне политического центра (если речь идет о федеральных налогах).

Читайте также:  Фиксированные платежи на 2022 год для ИП

Что касается внешних источников финансирования локальных систем управления государственным капиталом, то таковыми могут выступать те самые дотации, субвенции и кредиты.

Законом установлено всего два местных налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц. Вводить эти налоги имеют право представительные органы городских и сельских поселений. От депутатов требуется принять решение о введении налога, размере налога, а также о льготах и сроках уплаты налога.

Для каждого из местных налогов законом установлены предельные нормативы, выше которых размер налога не может быть установлен. Например, для земельного налога таким пределом является 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка для граждан в год.

При этом очень важно правильно рассчитать как размер налога, так и сроки его уплаты. Это связано, в первую очередь, с тем, что от этих показателей зависит то, как и в какие сроки будет пополняться местный бюджет.

Например, если будет установлен один срок уплаты земельного налога (без авансовых платежей), то в текущем году ваш бюджет не получит поступлений от этого налога, так как земельный налог платится по итогам года. Кроме того, расчет, начисление и сбор всех налогов (в том числе и местных) должна по закону осуществлять налоговая инспекция, и решение представительного органа вашего сельского поселения будет исполнено именно так, как будет написано.

Налог на имущество физических лиц зависит от количества и стоимости имущества граждан, находящегося на территории вашего сельского поселения, в связи с чем очень важно обеспечить учет всего недвижимого имущества (в основном, жилых домов и приватизированных квартир) и наличие этой информации в налоговой инспекции. Учитывая, что данную информацию должны в налоговую инспекцию направлять БТИ (бюро технической инвентаризации) и органы, обеспечивающие государственную регистрацию недвижимого имущества (регистрационные центры), очень важно наладить взаимодействие с этими органами.

Кроме налогов, другими обязательными поступлениями в местный бюджет являются дотации, которые должны (если предусмотрены законом) ежемесячно в размере одной двенадцатой от установленной на год суммы поступать в местные бюджеты.

Дотация – это финансовые средства, которые предусматриваются в бюджетах субъектов РФ для выравнивания бюджетной обеспеченности. Проще говоря, государство берет на себя обязательство пополнять местные бюджеты финансовыми средствами таким образом, чтобы обеспечить всем поселениям примерно равные доходы в расчете на одного жителя. При этом дотации могут поступать как из областного бюджета, так и из бюджетов муниципальных районов, если полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности будет передано районам. Дотация является доходом местного бюджета и может расходоваться на те же цели, что и налоговые поступления.

Кроме налогов и дотаций, в местные бюджеты могут поступать и другие обязательные платежи, например, штрафы, арендная плата за использование муниципального имущества, доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, часть прибыли от деятельности муниципальных предприятий и т.д.

К необязательным и нерегулярным поступлениям в местные бюджеты относятся разовые поступления от граждан и юридических лиц, например, добровольные пожертвования.

Контроль исполнения бюджета

В заключение мне бы хотелось сказать несколько слов о контроле исполнения местного бюджета.

В соответствии с требованиями ФЗ-131 органы МСУ перед принятием местного бюджета и по итогам его исполнения обязаны проводить публичные слушания, в которых вправе участвовать любой житель вашего поселения, задавать вопросы и вносить предложения. Рекомендации публичных слушаний должны учитываться депутатами представительного органа при принятии соответствующих решений.

Кроме того, решение о местном бюджете и отчет о его исполнении в обязательном порядке должны быть опубликованы (обнародованы).

Читайте также:  Отдел закупок: цели, функции, оценка и мотивация

Еще одним способом контроля за местным бюджетом может быть специально создаваемый контрольный орган, но при условии, если этот орган предусмотрен в уставе муниципального образования. Не думаю, что в вашем сельском поселении следует создавать орган с работниками, работающими на освобожденной основе, а вот иметь орган, состоящий из уважаемых граждан и специалистов, готовых на общественных началах осуществлять регулярный контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств, возможно, а порой и просто необходимо, как минимум для того, чтобы укрепить доверие и снизить возможную напряженность между представительным органом и местной администрацией.

К сожалению, формат письма не позволяет более детально разъяснить все вопросы, но минимально необходимую информацию я постарался изложить.

Наряду с перечисленными, к местным налогам и сборам относится торговый сбор (глава 33 НК РФ). Сегодня он уплачивается только фирмами и предпринимателями, торгующими на территории города Москвы (закон г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016).

Освобождены от сбора ИП на патенте и плательщики ЕСХН. Сбором облагается торговый объект, который хоть единожды за квартал использовался для торговли.

Ставка ежеквартального сбора устанавливается местными нормативными актами в пределах, указанных в ст. 415 НК РФ, и зависит от вида объектов торговли и их количества, либо площади.

Местным законом, как и сроки уплаты местных налогов, устанавливаются сроки для перечисления торгового сбора. Льготы для плательщиков торгового сбора, также устанавливаются местным законодательством.

Поэтому государство кровно заинтересовано в постоянном притоке в казну денежных средств. Основным источником, из которого государство черпает нужные ему средства, являются налоги. Ниже речь пойдет об одном из видов налогов. А именно, о земельном налоге. Посмотрим, как он устанавливается и в какой бюджет перечисляется.

Льготы по земельному налогу

В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:

  • для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
  • для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
  • для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен ).

Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:

  • земли под многоквартирными постройками;
  • земельные участки, занятые лесами;
  • прочие объекты по земельному налогу (подробности — в статье «Объект налогообложения земельного налога » ).

Какие налоги идут в муниципальный бюджет

БК РФ Статья 61.6. Налоговые доходы бюджетов муниципальных округов

(введена Федеральным законом от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

1. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

2. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

(в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

3. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты муниципальных округов в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Кодекса. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 58 настоящего Кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *