Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать НДС. Пример расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
Объект налогообложения НДС:
-
реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг;
-
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
-
передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчёте налога на прибыль;
-
ввоз товаров на территорию РФ.
НДС перечисляется в федеральный бюджет и составляет 50% от всех поступлений по сборам. Деньги расходуются на государственные и национальные цели:
-
социальная политика, образование, оказание медицинских услуг;
-
оборона и защита, деятельность органов охраны правопорядка, безопасность;
-
решение общегосударственных и экономических вопросов;
-
защита экологической обстановки;
-
развитие сферы ЖКХ, СМИ, культуры;
-
выплаты национального долга;
-
трансферты в другие бюджеты – дотации, субсидии, субвенции в региональный и местный бюджет.
Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.
Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):
- организации (в том числе некоммерческие),
- предприниматели.
Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.
Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.
Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
История ставок по НДС
Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции. В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164 НК РФ):
- 0% — применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при оказании услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ);
- 10% — применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. Перечень устанавливается постановлениями Правительства РФ;
- 20% — применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ).
Согласно п.4 ст.164 НК РФ, при получении предоплаты (аванса) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ) применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.
При принятии закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составляла 28%. Это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране. Льготные ставки в размере 15% были введены для некоторых видов продовольственных товаров.
В начале 1993 года основная ставка была снижена до 20%, а льготная до 10%. Более 10 лет ставки налога оставались на прежнем уровне.
Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).
Лишь в 2004 году основная ставка была снижена до 18%, льготная ставка сохранилась и даже ввели нулевую ставку для некоторых категорий товаров.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18 % до 20 %, в 2019 г. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Год | Основная ставка | Льготные ставки |
1992 | 28% | 15%, 0% |
1993-2003 | 20% | 10%, 0% |
2004-2018 | 18% | 10%, 0% |
2019 | 20% | 10%, 0% |
Определение налоговой базы
Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.
Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.
Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:
- субъектом и объектом;
- ставкой;
- учетным налоговым периодом;
- способом начисления;
- особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
- возможными льготами.
Методы для учета налоговой базы
В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.
- Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
- Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.
Освобождение от налога на добавленную стоимость
Ряд операций, являющихся объектом обложения НДС, освобождаются законодательством от обложения НДС и относятся к категории льготируемых. При этом у плательщика остается обязанность отражения этих оборотов в налоговой декларации по НДС.
Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах Президента Республики Беларусь. Перечень товаров освобожденных от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь приведен в ст. 119 НК.
Указом «О совершенствовании специального правового режима китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее — КБИП)» от 12.05.2017 № 166 (далее — Указ N 166) в течение срока действия специального правового режима индустриального парка освобождаются от НДС обороты резидентов КБИП, совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка (далее — совместная компания):
по безвозмездной передаче проектной документации на объекты индустриального парка, объектов незавершенного капитального строительства, расположенных на территории индустриального парка, в собственность резидентов индустриального парка, субъектов инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании для строительства на территории данного парка зданий и сооружений;
по реализации расположенных на территории индустриального парка объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения) с установленными в них в соответствии с проектной документацией предметами оснащения, в том числе мебелью, инвентарем и отдельными предметами в составе средств в обороте, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании;
от операций по сдаче в аренду (субаренду), передаче в финансовую аренду (лизинг) объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, расположенные на территории индустриального парка, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании (ч. 1 п. 48 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. Указом № 166).
Указом «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» от 22.09.2017 № 345 (далее — Указ N 345) до 31 декабря 2022 г. освобождаются от НДС обороты от реализации товаров (работ, услуг), возникающие:
— у юридических лиц при осуществлении на территории сельской местности:
розничной торговли в торговых объектах;
розничной торговли на торговых местах на рынках;
розничной торговли на ярмарках;
общественного питания в объектах общественного питания;
оказания бытовых услуг;
— у микроорганизаций при осуществлении на территории малых городских поселений:
общественного питания в объектах общественного питания,
оказания бытовых услуг (абз. 2 подп. 1.1 Указа № 345).
Освобождение от НДС применяется при условии ведения раздельного учета оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также распределения налоговых вычетов по НДС методом раздельного учета (ч. 2, абз. 2, 3 ч. 4 подп. 1.2 Указа № 345).
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые организациями — производителями электромобилей на территорию Республики Беларусь автокомпоненты по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Другие указы и Декреты Президента Республики Беларусь, направленные на реализацию конкретных проектов.
Плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК).
Расчет НДС при купле-продаже по договорным ценам
Согласно действующим правилам, налоговая база по НДС определяется как:
- размер аванса, полученного от контрагента с учетом «зашитого» в нем НДС;
- стоимость проданных изделий (услуг), «очищенная» от НДС.
Это означает, что алгоритм исчисления базы, применимый для конкретной фирмы, зависит от способов ее расчетов с контрагентами. Возможно два варианта:
- Компания работает по постоплате. База считается единожды, в момент отгрузки товаров.
- Фирма получает от покупателей задаток, а затем поставляет им продукцию. Первым моментом определения налоговой базы по НДС является дата поступления предоплаты на счет, вторым – день, когда продукция грузится клиенту.
Налоговое законодательство предписывает, что за основу для исчисления базы берется цена единицы продукции, прописанная в договоре сторон. Предполагается, что она соответствует рыночной конъюнктуре, если не доказано иное. Если сделка проведена с подакцизным товаром, размер акцизов не вычитается из стоимости.
Понятие «рыночных» цен в расчете налоговой базы
При расчете НБ обычно учитывается цена продукции, которая была установлена участниками сделки. Налоговыми органами предполагается соответствие указанной цены рыночному уровню цен (в случае, если ФНС не доказала обратное). Рыночная цена трактуется как та, что сложилась во время взаимодействия спроса и предложения в сфере идентичных (или хотя бы однородных) товаров в близкой экономической ситуации.
В некоторых случаях налоговая инспекция вправе проверить допустимость применения цен. Подобное возможно, если сделки были проведены:
- между лицами, зависимыми друг от друга;
- с использованием бартера (товарообмена);
- по внешнеторговому направлению;
- с отклонением заявленных цен более чем на 20% от «рыночных» (как при завышении, так и при занижении цены)
Еще один вид вычетов, в более традиционном, если можно так выразиться, понимании, – это выделенный НДС в счетах-фактурах, полученных от поставщиков и исполнителей. То есть тут возникает обратная ситуация: сторонний поставщик выделяет в сумме своей реализации НДС, а покупатель уменьшает за счет этой суммы свой начисленный НДС. На расчет налоговой базы по НДС как таковой вычет не влияет, поскольку его сумма рассчитывается отдельно. Налог к уплате в бюджет в итоге определяется, как НДС по реализации, рассчитанный на основании налоговой базы, за минусом суммы вычетов.
При использовании права на вычет нужно учитывать ряд моментов.
Прежде всего отметим, что оформляется вычет на основании счета-фактуры по реализации, и в этой связи налогоплательщик, которые предъявляет НДС к вычету, обязан отслеживать правильность составления таких счетов-фактур, то есть проверять наличие и корректность всех необходимых реквизитов и прочих данных в документе. При этом вычет можно применять только по тем товарам и услугам, которые приобретаются для деятельности, в рамках которой уплачивается НДС.
Примечательно, что если сумма НДС к вычету окажется больше, чем НДС по начислению, то компания может рассчитывать на возврат налога из бюджета. Однако подобной ситуации при планировании бюджетных платежей все же стараются не допускать, поскольку возврат НДС всегда сопряжен с дополнительными проверками, в ходе которых, как правило, контролеры находят различные причины для того, чтобы снять часть возможных вычетов.
Пример расчета НДС
ООО «Альфа» во 2 квартале 2017 года осуществила следующие хозяйственные операции, имеющие значение для расчета НДС по ставке 18%:
- 12 апреля был отгружен товар ООО «Ромашка» общей стоимостью 158 000 рублей, в том числе НДС – 24 101,70 рублей. Оплата от ООО «Ромашка» была получена 20 апреля.
- 25 апреля от ООО «Астра» была получена предоплата – 50% в счет предстоящей поставки продукции. Сумма предоплаты составила 20 000 рублей. Отгрузка продукции на общую сумму 60 000 рублей в том числе НДС 9152,54 в адрес покупателя состоялась 3 мая, остаток оплаты покупатель перечислил в июне.
- 30 апреля состоялась отгрузка товаров в адрес ООО «Ирис» на общую сумму 100 000 рублей в том числе НДС 15 254,20 рублей. Оплата данной партии товара на полную сумму была проведена в марте 2017 года, НДС на основании авансового счета-фактуры учтен в налоговой базе 1 квартала.
- 10 июня состоялась отгрузка партии товара в адрес ООО «Березка» на сумму 70 000 рублей в том числе НДС 10 677,97 рублей. Оплата товара на конец 2 квартала перечислена не была.
- В течение 2 квартала ООО «Альфа» пробрело товаров и услуг с выделенным НДС на сумму 143 500 рублей, в том числе НДС 21 889,83 рублей.
В связи с операциями по реализации во 2 квартале были выставлены счета-фактуры на следующие суммы НДС:
дата
сумма НДС
статус документа
12 апреля
24 101,70
реализация
25 апреля
3050,85
аванс
30 апреля
15 254,24
реализация
3 мая
9152,54
реализация
10 июня
10 677,97
реализация
Порядок исчисления налога
При реализации объектов общая сумма НДС исчисляется:
– нарастающим итогом с начала календарного года по истечении каждого отчетного периода;
– по всем оборотам по реализации, признаваемым объектом налогообложения НДС (кроме льготируемых), момент фактической реализации которых приходится на соответствующий отчетный период, и по всем изменениям налоговой базы (кроме освобождаемой от налогообложения) в соответствующем отчетном периоде.
Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле (ч. 1 п. 2 ст. 128 НК):
НДС = НБ x Ст,
где НДС – исчисленная сумма налога;
НБ – налоговая база;
Ст – установленная ставка налога.