- КОАП

Как рассчитывается земельный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывается земельный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.

Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

Ставки земельного налога

Налог на земельный участок в 2022 году зависит от ставки. Ставка должна быть утверждена муниципальными властями, но она не может быть выше 0,3% кадастровой цены физической территории. Поэтому земельный налог и кадастровая стоимость взаимосвязаны. Но ограничение касается не любой земли, а только участков некоторых типов:

  • Что находятся в ограниченном обороте из-за использования их в таможенных нуждах или в обороне.
  • Имеющие сельскохозяйственное назначение (сельхозпроизводство).
  • Находятся в жилищном фонде, инфраструктуре ЖКХ и т.п.
  • Участки, что предназначены под личное подсобное хозяйство, садоводство, дачи и не только.

Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.

Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.

Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.

Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.

Что делать, если не согласен с оценкой

Если собственник не согласен с оценкой и считает ее завышенной, можно заказать независимую оценку и добиваться того, чтобы кадастровую стоимость приравняли к рыночной.

«Для этого правообладатель объекта должен обратиться в специально созданную комиссию, в том числе включающую в свой состав членов государственного бюджетного учреждения, которое первоначально устанавливало ее размер», — рассказывает советник практики недвижимости и строительства Коллегии адвокатов «Регионсервис» Анна Жолобова.

В качестве подтверждающего доказательства несоразмерности прикладывается отчет независимой оценочной организации. И в случае получения отрицательного решения комиссии правообладатель вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.

Льготы по налогу на ИЖС

В 2016 году Налоговым кодексом устанавливается две категории льготников по налогу на ИЖС. Одна из них полностью освобождается от обязанности перечислять такие платежи, другая имеет право уменьшить налоговую базу. Категории льготников представлены в таблице.

Читайте также:  Почему не пришел налог на имущество - основные причины в 2023 году
Вид льготы Кто имеет право воспользоваться
Полное освобождение от уплаты налога Герой России

Герой СССР

Герой социалистического труда

Кавалер Ордена Славы

Члены семьи военнослужащего, погибшего при выполнении воинского долга

Граждане, получающие пенсию по утере кормильца

Снижение налоговой базы на 1 000 000 рублей Инвалид I, а также II групп

Инвалиды с детства

Ветеран ВОВ

Гражданин, ставший на ВОВ инвалидом

Ветераны, а также инвалиды прочих боевых действий

Чернобыльцы

Граждане, участвовавшие в ядерных испытаниях

Лица, ликвидировавшие последствия ядерных катастроф

Один из родителей либо усыновителей в семье, признанной многодетной

Вычет в размере 50% суммы налога Сотрудники бюджетных организаций местного значения
Скидка в размере 25% начисленного налога Супругам, являющимся сотрудниками бюджетных организаций другого уровня

Ситуация имеет свои особенности — при общей либерализации земельного права наблюдается ужесточение налогового пресса. До изменений в налоговом законодательстве 2015 года продажа недвижимости не облагалась налогом только в том случае, если она находилась во владении одного человека не менее трёх лет, а также при продаже за сумму менее 1 миллиона рублей. Это правило позволило создать хорошо работающий рынок жилья и избавить от дополнительного налогового бремени владельцев дешёвой недвижимости, построенной в советский период.

В соответствии с новыми правилами, сделка на сумму менее миллиона рублей теряет свою защищённость от налогообложения. Вводится так называемая минимальная сумма налога. Неважно, какая сумма была указана в договоре — хоть 10 000 рублей, платить налог всё равно придется.

Преимущества для регионов и проблемы кадастровой оценки

Разрешается изменение величины земельного налога отдельными регионами. Муниципалитеты могут нормировать ставки земельного платежа в диапазоне 0,1 – 1,5%. Регионам дается право предоставления земельных льгот определенным категориям граждан с учетом осуществляемых видов деятельности.

Эксперты утверждают, что местные власти сегодня не смогут модернизировать инфраструктуру, если не будут повышать соответствующие налоги. Многие регионы РФ сегодня испытывают острый недостаток финансовых ресурсов, что создает ощутимые препятствия для своевременного и полного выполнения принятых обязательств. Повсеместное использование властями кадастровой оценки становится для собственников бизнеса новым, достаточно серьезным испытанием.

Специалисты считают, что региональные платежи будут способствовать увеличению бюджета государства. Главная проблема на сегодня – методика, согласно которой государством должна осуществляться кадастровая оценка имеющихся земельных владений.

Как оформить льготу на земельный налог для пенсионеров

Если пенсионер имеет основание на получение льготы по земельному налогу, и эта льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или право на нее возникло впервые, то гражданин может самостоятельно обратиться в отделение ФНС с заявлением о ее предоставлении.

Направить заявление можно любым из перечисленных ниже способов:

  • Почтовым отправлением.
  • Путем личного обращения в отделение налоговой инспекции.
  • Через МФЦ, которое оказывает соответствующие услуги по соглашению с ФНС.
  • Через Личный кабинет на официальном сайте ФНС (для работы необходима электронная подпись или подтвержденная учетная запись от Единого портала госуслуг).
  • Если заявление о предоставлении льготы уже направлялось в налоговый орган и в нем не было указано, что льгота будет использована в течение ограниченного периода времени, то в следующем налоговом периоде подавать такое заявление повторно уже не требуется.

    К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право пенсионера на получение льготы в зависимости от основания, например:

    • для инвалидов I или II группы подтверждающим документом будет справка мед. учреждения, подтверждающая факт установления инвалидности;
    • для Героев Советского Союза или РФ дополнительно нужно предоставлять книжку Героя или орденскую книжку;
    • для граждан, оформивших пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством, подтвердить право на получение льготы можно пенсионным удостоверением и т.д.

    Плюсы и недостатки новшества

    Предстоящий 2022 год станет переходным периодом, в котором ставка отчислений составит 20 процентов. Преимуществами нововведений станет расширение возможностей местных властей, которые смогут использовать средства местного бюджета для того, чтобы повысить уровень качества жизни каждого россиянина.

    По мнению многих экспертов, усиление нагрузки, которую повлечет повышение ставки до 20 процентов, является необходимой мерой. Однако местные власти должны разработать и начать реализовывать комплексный подход, меры которого направлены на стимулирование экономического развития.

    Несовершенство новой методики кадастровой оценки спровоцировало немало судебных исков, которых можно было избежать, если бы поход был более взвешенным.

    Читайте также:  Заявление о совершении преступления (мошенничества)

    Несомненным плюсом запланированных изменений станет расширение полномочий регионов, возможность использования дифференцированного подхода для решения проблем в различных секторах экономики.

    Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 4 квартал 2022

    Уведомление приходит по телекоммуникационным каналам связи — через оператора электронного документооборота, либо в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Его могут отправить по почте, на адрес регистрации организации.

    Нужно сравнить фактически уплаченный налог на землю с суммой указанной в уведомлении. Если они совпадают, ничего предпринимать не надо. Если нет — тогда два варианта действий:

    1. при переплате — зачесть её в счёт будущих платежей, либо написать заявление о возврате излишне уплаченного налога;
    2. при недоплате — перечислить недостающую сумму и пени за просрочку уплаты недоимки.

    Администрирование земельного налога

    В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.

    В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:

    • отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
    • налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).

    Справочно

    Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):

    • организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
    • организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
    • организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
    • организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
    • крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
    • в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).

    Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:

    • бюджетными организациями;
    • организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

    Размер авансовых платежей определяется:

    • уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
    • иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.

    Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:

    • в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
    • по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

    Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).

    Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.

    Читайте также:  Государство усиливает монополизацию судебной экспертизы

    Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:

    • о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
    • о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
    • о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
    • о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
    • о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.

    Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:

    • о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
    • о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
    • о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
    • о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.

    Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.

    При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):

    • организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
    • организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
    • организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
    • организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
    • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.

    Каким налогом облагается продажа земли?

    Любой получаемый физическим лицом доход, и от продажи недвижимости в том числе, подлежит обложению налогом (НДФЛ).

    Налог с продажи земельного участка в 2023 году для физических лиц остаётся прежним – 13%. Для не резидентов налоговая ставка — 30%.

    Эта норма закреплена в статье 207 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками являются физические лица как резиденты РФ, так и не резиденты, получившие доход от российских источников. Для расчета налоговой базы берутся все полученные в любой форме доходы согласно статье 210 НК.

    Отметим, что к налоговым резидентам относятся только те физические лица — граждане РФ, которые проживали на Российской территории за 12-месячный период времени не меньше 183 календарных дней. Исключением служат военнослужащие и госслужащие командированные за границу.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *