- Трудовое право

ДТП с участием автомобиля и велосипеда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП с участием автомобиля и велосипеда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

  • Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
  • Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.

Ответственность за наезд на тротуаре на пешехода

Для водителей автотранспорта ответственность за наезд на пешехода всегда зависит от степени тяжести причиненных травм.

Выделяют три градации:

  • легкие ушибы;
  • травмы средней тяжести;
  • тяжкие телесные повреждения.

Смерть пешехода всегда рассматривается как крайне негативное последствие ДТП, на основании чего водитель привлекается к уголовной ответственности и может быть лишен свободы.

Меры наказаний для водителей за наезд на пешехода:

  1. При нанесении травм легкой степени тяжести (потеря трудоспособности на срок до 21 дня), водителю назначается административный штраф в размере от 2 500 до 5 000 руб, а также лишение водительских прав до 1 года (статья №12 КоАП РФ);
  2. За травмы средней тяжести (свыше 21 дня, но менее 1/3 общей трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тыс руб и лишение водительских прав на 2 года;
  3. За нанесение тяжелого вреда здоровью (потери жизненно важного органа), водитель привлекается к штрафным взысканиям в размере 50 000 рублей.

Что делать, если сбил лихач-доставщик?

Бум спроса на услуги доставки привёл к необычному эффекту: по тротуарам стало опасно ходить. Курьеры, которые часто ездят на велосипедах, мчатся к заказчикам на всех парах, нередко именно по тротуару. В САО уже были случаи, когда пешеходов сбивали лихачи-доставщики. «Север столицы» выяснил, что делать в таком случае и какое наказание понесёт виновный.

Не сбрасывая скорость

Фото: Андрей Дмытрив

Недавно на улице Юннатов москвичку сбил велосипедист, работающий в службе доставки еды.

— Врезался он в меня на такой скорости, что мы с ним и его велосипедом перекувырнулись и проехали по асфальту, — рассказала она. — У меня ссадины на коленях и кистях рук, про одежду молчу.

Похожую историю рассказала жительница района Аэропорт.

— На Ленинградском, 66, моего ребёнка пяти лет чуть не сбил доставщик, проехав на полной скорости между мной и малышом, не сбросив скорость, не посигналив, не объехав, — пожаловалась она.

Бывают и иные ситуации — когда машина сбивает велокурьера на проезжей части. Такие случаи были на Планетной и на улице Усиевича, на углу Чапаевского переулка и 2-й Песчаной. Не факт, что во всех ДТП с автомобилями виноваты доставщики, но ясно, что они всё чаще становятся участниками происшествий на дорогах.

Подчиняется правилам движения

Фото: Андрей Дмытрив

— Зачастую те, кто доставляет еду, выбирают именно велосипед как самый удобный транспорт, — говорит заместитель начальника отдела ГИБДД УВД по САО Геннадий Долматов. — Но велосипед довольно неустойчив, поэтому, чтобы управлять им, нужна определённая физическая подготовка. А курьеры часто спешат, им приходится проезжать большие расстояния за короткое время. Из-за этого они нередко нарушают правила дорожного движения.

Велосипед — транспорт, который подчиняется ПДД. Взрослый велосипедист должен передвигаться по проезжей части. По тротуару можно ехать лишь в некоторых случаях, например тем, кто везёт в приставном кресле малыша до семи лет или сопровождает ребёнка младше 14 лет на отдельном велосипеде. Кстати, правила дорожного движения устанавливают и требования к перевозке грузов на велосипеде: багаж не должен закрывать водителю обзор, нарушать равновесие.

— Если груз выступает с боков больше чем на 50 сантиметров, перевозить его также нельзя, — добавили в ГИБДД.

Как быть, если наехали?

Читайте также:  Брачный договор в 2023, что прописать

Фото: Андрей Дмытрив

Велосипедисты несут полную ответственность за сбитых пешеходов наравне с теми, кто ездит за рулём авто. После столкновения с железным конём нужно действовать так же, как после обычного ДТП: вызвать полицию, установить виновного, обговорить возмещение вреда.

— После такой аварии пострадавший может написать заявление в полицию, даже если велосипедист уехал, — объясняет Геннадий Долматов. — Его будут разыскивать по записям камер видеонаблюдения системы «Безопасный город» и по свидетельским показаниям. Будут разбираться, нарушил ли он правила дорожного движения. В зависимости от травм определят степень вреда, нанесённого здоровью пешехода. От всего этого будет зависеть наказание — административное или даже уголовное.

ДТП на пешеходе с участием автомобиля и велосипедиста

Пунктом 24.8 правил дорожного движения закреплена норма о том, что водитель велосипеда, перед пересечением пешеходного перехода, должен спешиться и перейти по зебре в качестве пешехода. Однако некоторые водители двухколесного транспортного средства предпочитают игнорировать данную норму закона, пересекая пешеходный переход, не слезая с седла велосипеда.

Если во время такого перехода произойдет дорожно-транспортное происшествие, ситуация будет рассматриваться не как наезд на пешехода, а как ДТП с участием двух транспортных средств.

По закону, водители должны давать преимущество перед пешеходными переходами только людям, передвигающимся не в транспортных средствах. Поэтому, в случае аварии с участием велосипеда, водитель автотранспорта будет прав, ведь он должен давать преимущество пешеходу, а не транспортному средству.

В соответствии с нормами законодательства велосипедисты вообще не должны быть на пешеходных переходах, поэтому сотрудники ГИБДД, выехавшие на место столкновения, скорее всего признают виновником аварии именно водителя двухколесного транспортного средства.

Нормы законодательства

Размер и вид ответственности за дорожно-транспортные происшествия, в которых принимают внимание водители велосипедов, автомобилисты или пешеходы, напрямую зависят от обстоятельств произошедшего.

Нормами российского законодательства определены не только основные положения такой аварии, но и понятия тех лиц, которые принимают участие в этих ДТП.

В соответствии с нормами правил дорожного движения, под велосипедистом подразумевается лицо, которое управляет велосипедом. Законодательством определен и участок дороги, по которому данный вид водителей должен осуществлять движение – велосипедная дорожка. То есть, это элемент дороги, который конструктивно отделен от тротуара и проезжей части или отдельная дорога, обозначенная специальным информационным знаком.

Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы.

В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы.

Как сотрудник ДПС может доказать вину водителя?

В 90% случаев ДПС даже не приходится доказывать вину водителя. Так как любое транспортное средство считается источником повышенной опасности и его управляющий является виновником аварийных ситуаций с участием пешеходов. Даже если удастся доказать состояние алкогольного опьянения пешехода, водителю не уйти от ответственности (могут только изменить степень наказания).

ДТП с участием пешеходов происходят не только в жилых дворах, но и на проезжей части и даже в специально отведенных для перехода местах. О том, какое наказание грозит водителю, который не уступил пешеходу, наехал на него на зебре или вне ее, а также о других штрафах за наезд на человека, читайте на нашем сайте.

Любой водитель должен понимать, что садясь за руль транспортного средства, он берёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих (пешеходов и других автомобилистов). Практически ни одно обстоятельство не оправдывает нарушение правил дорожного движения. И помните — каждого из нас кто-то ждёт дома. Давайте сделаем так, чтобы этот «кто-то» всё таки дождался.

Какое наказание за умышленный наезд на пешехода

Умышленный наезд на пешехода — это спланированное/специально предпринятое действие водителем в отношении пешехода, не нарушающего в этот момент ПДД. Если же пешеход сам бросился под колеса/попал под авто по неосмотрительности, обвинения в умышленности с водителя будут сняты.

Виды ответственности за причинение вреда пешеходу такие же, как и при не намеренном наезде на пешехода — гражданско-правовая/административная/уголовная, которая определяется в зависимости от:

  • Типа повреждений, причиненных пострадавшему — легкий/средний/тяжкий вред здоровью.
  • Действий водителя после аварии — чтобы вас не обвинили в намеренном причинении вреда здоровью пешехода, ни в коем случае не покидайте место ДТП до приезда ГИБДД. Постарайтесь сразу остановить автомобиль, включите аварийку и выставите аварийный знак. После чего обеспечьте защиту пострадавшего от иных ТС, вызовите ГИБДД и скорую помощь.
Читайте также:  Как проверить квартиру онлайн через Росреестр

Ситуация значительно ухудшится, если в результате происшествия пешеход погибнет. Если будет доказано, что он был сбит водителем умышленно, последнему может быть вменена статья за умышленное убийство.

В: Что считается наездом на пешехода?

О: Наездом на пешехода считается любое взаимодействие между ним и движущимся ТС независимо от степени причиненного в результате происшествия вреда.

В: Какое наказание за наезд на пешехода на тротуаре?

О: При данном происшествии вина водителя очевидна, поскольку ПДД категорически запрещают передвигаться ТС по тротуарам. Что касается наказания за наезд на тротуаре — оно аналогично наказанию за наезд, совершенный во дворе жилого дома. Плюс к мерам наказания добавится штраф 2 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ за езду в не предназначенном для этого месте.

В: Если задел пешехода зеркалом, ДТП это или нет?

О: Поскольку любой контакт между движущимся ТС и пешеходом, считается наездом на него, следовательно, данное происшествие является ДТП.

В: Предусмотрено ли наказание, если задел пешехода зеркалом?

О: Водитель несет ответственность за данное происшествие, если в результате него пешеходу причинен вред здоровью/имуществу. Наказание в этом случае аналогично, как и при наезде на пешехода.

В: Какое наказание, если сбил ребенка на пешеходном переходе?

О: Законодатель не предусмотрел какой-либо разницы в порядке рассмотрения и назначения наказания при участии в ДТП ребенка. Следовательно, ответственность для водителя будет такая же, как и при наезде на взрослого.

Ответственность и наказание

За наезд на пешехода не на пешеходном переходе водителю может грозить один из трех видов наказания: гражданская, административная или уголовная ответственность.

1. Самой мягкой является гражданская ответственность. Она трактуется как причинение вреда особо опасным объектом (автомобилем) и предусматривает возмещение водителем нанесенного ущерба – как морального, так и материального (расходов на лечение, упущенного заработка и т.д.). Согласно нормам Гражданского кодекса, наезд на пешехода на пешеходном переходе может предусматривать и ответственность последнего, если он причинил вред водителю или автомобилю. Хотя в судебной практике эта норма применяется крайне редко и преимущественно из-за элементарной юридической неграмотности водителей. К ней изредка прибегают лишь страховые компании с целью уменьшения своих расходов, при этом наличие достаточных доказательств приводит к тому, что суды принимают ее во внимание.

2. Что касается административной ответственности, то в 2016 году она не претерпела каких-либо изменений. Согласно статье 12.24 КоАП, наказание за наезд на пешехода представляет собой:

  • Уплату штрафа в пределах 2500-5000 руб./лишение прав сроком 1-1,5 года за причинение потерпевшему легких повреждений. К таковым традиционно относят незначительную потерю общей трудоспособности или кратковременное ухудшение здоровья.
  • Уплату штрафа в размере 10000-20000 руб./лишение водительских прав на срок до 2 лет в случае причинения пешеходу вреда средней тяжести. Таким, согласно КоАП, принято считать среднюю утрату работоспособности (до 1/3 года) и расстройство здоровья, которое не несет опасности для жизни.

3. Наиболее суровым наказанием за наезд на пешехода на переходе является уголовная ответственность. Если в результате инцидента пострадавший получает тяжкие телесные повреждения, отделаться штрафами водителю не удастся. В этом случае в качестве наказания Уголовным кодексом предусмотрено:

  • ограничение свободы (до 3 лет);
  • арест (до полугода);
  • принудительные работы (максимум 2 года);
  • лишение свободы (до 3 лет).

Умышленный наезд на пешехода: наказание пьяного водителя

Денис Шевченков* выпил на корпоративе алкоголь, после чего у него с коллегами завязалась перепалка. Шевченков вышел на улицу, сел за руль своего автомобиля, разогнался, протаранил ворота и заехал на территорию здания, где сбил двух граждан и совершил наезд на стоявшую там машину.

Шевченков развернулся, поехал на выезд, повторно наехал на пострадавшего и забуксовал. Когда водителя вытащили из машины, он стал помогать сдвинуть автомобиль с потерпевшего, с которым поссорился. Тем не менее, тот скончался.

Вторая потерпевшая, супруга жертвы, получила телесные повреждения, которые квалифицировали как тяжкий вред здоровью.

Шевченкову предъявили обвинение в совершении убийства общеопасным способом, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, умышленном повреждении чужого имущества, а также в управлении авто в состоянии опьянения (ранее он уже подвергался аналогичному административному наказанию).

В суде Шевченков настаивал: потерпевших невозможно было заметить из-за ворот.

Но свидетели заявили, что Шевченков целенаправленно совершил наезд на лежащего и отчетливо видного на снегу коллегу, а свои действия прекратил только после того, как его извлекли из салона машины.

Читайте также:  Банковские гарантии и поручительства

Сотрудники полиции дали показания, согласно которым Шевченков, находясь в патрульном авто сразу после случившегося, сообщил о своей неприязни к потерпевшему и о том, что наехал на него специально.

Краснотурьинский городской суд установил: Шевченков достоверно знал, что за металлическими воротами находятся люди, целенаправленно протаранил их и умышленно совершил наезд. Суд установил и мотив действий преступника: потерпевший потребовал от него извинений, а после отказа предложил написать заявление об увольнении. Именно это обстоятельство вызвало неприязнь Шевченкова.

В суде потерпевшая заявила гражданский иск о взыскании с Шевченкова причиненного ей морального вреда на сумму 2 млн руб., а также материального ущерба, связанного с необходимостью восстановления поврежденной машины, расходов на организацию похорон и обустройство места захоронения – всего 284 999 руб.

Первая инстанция учла в качестве смягчающих обстоятельств наличие у Шевченкова малолетнего ребенка и его положительную характеристику с места жительства.

В качестве обстоятельств, отягчающих наказание, суд признал наличие рецидива преступлений (Шевченков уже имел судимость), а также совершение преступлений в состоянии опьянения.

В итоге суд признал Шевченкова виновным и по совокупности преступлений назначил ему наказание в виде лишения свободы на 16 лет в исправительной колонии особого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением авто на 3 года, и с ограничением свободы на 1,5 года.

Суд также взыскал с Шевченкова 2 млн руб. в счет компенсации морального вреда и 31 587 руб. в счет возмещения материального ущерба. Из размера предъявленных потерпевшей сумм суд исключил расходы на поминальные мероприятия, а также на восстановление поврежденной машины.

Свердловский областной суд изменил постановление первой инстанции и избрал Шевченкову дополнительно меру пресечения в виде запрета определенных действий.

Тогда потерпевшая обратилась в Верховный суд, у которого просила изменить приговор, усилить назначенное наказание и увеличить размер взысканного материального ущерба.

Осужденный и его адвокат настаивали: нужно отменить приговор и вернуть дело прокурору, либо смягчить назначенное наказание из-за отсутствия умысла на убийство.

ВС изучил дело и не нашел оснований считать назначенное Шевченкову наказание излишне суровым либо чрезмерно мягким. Между тем, он указал, что из приговора невозможно сделать вывод, какие именно расходы возмещены потерпевшей.

Поэтому ВС изменил приговор в части возмещения материального ущерба, признал за потерпевшей право на удовлетворение гражданского иска, а вопрос о размере возмещения передал для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 309 УПК).

Этот же приговор ВС изменил, сделав зачет в срок наказания времени применения меры пресечения в виде запрета определенных действий. В остальном приговор остался без изменений (№ 45-АПУ19-22).

Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.

И здесь важно сказать, что, нарушая ПДД, пешеход автоматически подставляет под возможную уголовную ответственность водителя. Главное правило такое — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребёнок или старик, ни в коем случае не маневрируйте, не виляйте по дороге, пытаясь его объехать. Как и предписывают правила, применяйте только экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеход успевает отскочить в сторону и избежать столкновения. А если вы начнёте метаться по дороге, то угадать траекторию и поведение пешехода уже будет невозможно. Обычно по злой иронии он бросится в ту же сторону, что и автомобиль. В итоге наезд неизбежен.

— Если вы всё сделали по правилам и всё-таки сбили человека, вы не виновны ни с юридической, ни с моральной стороны, потому что у вас не было технической возможности путём применения экстренного торможения избежать наезда, — рассказал один из бывших сотрудников автоинспекции.

Даже если наезд на пешехода произошёл, уезжать ни в коем случае нельзя. Оставление места ДТП не только гарантированно станет основанием для лишения прав, но и станет отягчающим обстоятельством в суде, если пешеход получит тяжёлые травмы или (не дай бог) скончается либо до приезда скорой помощи, либо в больнице.

Юрист Антон Боровиков отметил, что в суде такие случаи в подавляющем большинстве приводят к обвинительным вердиктам.

“Чаще, конечно, в зависимости от состояния, водители получают условные сроки. Но всего этого можно избежать, если не действовать, руководствуясь эмоциями”, – Антон Боровиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *