- Трудовое право

Как рассчитываются пенсии в Беларуси: подробный рассказ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитываются пенсии в Беларуси: подробный рассказ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Военная пенсия, формулы расчёта

В 2022 году схема, по которой начисляют пенсию военным, закончившим службу, имеет вид:

ВП = (ОВДЗ + НдВЛ) х 50% +

+ 3% (при службе свыше 20 лет, за каждый год, но не более 85%) х ПК +

+ 2% (в случае неиндексации ДД – каждый год)

ОВДЗ – оклад воинской должности и звания.

НдВЛ – надбавка за выслугу лет.

ПК – понижающий коэффициент.

ДД – денежное довольствие.

Сотрудникам МВД тоже положена военная пенсия, для начисления которой требуется прослужить в органах МВД не менее 20 лет.

Основные положения и принципы расчёта пенсионных выплат по новым правилам

Калькулятор ПФР 2022 позволит вам учесть все новые правила и не ошибиться, рассчитывая минимальный размер пенсии по старости в 2022 году, который будет вам доступен при сохранении указанных условий.

В настоящий момент всё ещё продолжают обсуждаться и корректироваться новые правила формирования будущей пенсии граждан. В связи с этим продолжает дорабатываться и совершенствоваться пенсионный калькулятор 2022 года. Предложения, поступающие от граждан, которые желают знать, сколько они будут получать, рассматриваются специальной рабочей группой при Министерстве труда РФ. Сами же граждане в это время имеют возможность использовать пенсионный калькулятор Пенсионного фонда, чтобы узнать, сколько они будут получать с учётом действующих цен 2022 года.

Новый пенсионный калькулятор 2022 был создан с учётом всех законодательных нововведений и поправок, так что вы можете быть уверены в достоверности рассчитываемых сумм. С помощью этого удобного инструмента любой человек может узнать, сколько бы составила пенсия 2022 – калькулятор предельно прост в обращении. Кроме того, пенсионный калькулятор 2022 продолжает регулярно обновляться по мере того, как принимаются новые законодательные решения.

Какими вообще бывают пенсии?

Пенсии, связанные с завершением профессиональной деятельности, делятся на несколько видов. Вот основные из них.

Во-первых, трудовая пенсия по возрасту. Это самый распространенный вид пенсий, ее получают чуть более 2 миллионов белорусов. Такую пенсию назначают тем, кто отработал нужный стаж (об этом ниже) и достиг пенсионного возраста (в нынешнем году — 61,5 года для мужчин и 56,5 года для женщин, а к 2022 году он увеличится до 63 и 58 лет соответственно). По данным Минтруда, в сентябре средний размер пенсий по возрасту составил почти 447 рублей. Подчеркнем, что в этом тексте мы будем говорить именно о таких пенсиях.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет. Ее назначают некоторым категориям работников: например, работникам авиации, артистам, спортсменам, некоторым педагогам и медикам, госслужащим, силовикам. Как правило, чтобы получить возможность выйти на пенсию за выслугу лет, нужно отработать по такой специальности определенное количество лет и накопить необходимый общий стаж. Кстати, на такую пенсию еще и выходят раньше общеустановленного пенсионного возраста. По данным Минтруда, средняя пенсия за выслугу лет на конец 2018 года составила 519,9 рубля без учета пенсий силовиков.

И в-третьих, существует еще и профессиональная пенсия. Ее назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда. Система профессионального пенсионного страхования начала действовать с 1 января 2009 года, а накопление там осуществляется за счет специальных взносов работодателей.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский,

Почему я не могу унаследовать пенсию своих умерших родителей или супруга? Мне кажется, отчислить на пенсию они успели гораздо больше, чем получить

Причина кроется в нашей пенсионной системе. Она не накопительная, как во многих западных странах, а солидарная (еще ее называют распределительной). Это означает, что страховые взносы работающих белорусов отправляются не на их личный пенсионный счет (и, соответственно, не принадлежат лично им), а в общий котел, из которого платят пенсии тем, кто уже вышел на заслуженный отдых. Поэтому пенсионные отчисления, которые делаете ваш наниматель и вы, не накапливаются, их нельзя обналичить, передать кому-либо или унаследовать. Когда вы работаете и платите страховые взносы, тем самым вы формируете свое право на будущую пенсию. А система предполагает, что платить вам ее будут за счет взносов тех людей, которые будут работать на тот момент, когда вы станете пенсионером.

Эксперты говорят, что солидарной пенсионной системы недостаточно для того, чтобы обеспечить высокие пенсии: с учетом демографической ситуации на это просто не хватит ресурсов. А чтобы пенсия была сопоставима с уровнем дохода конкретного человека, в пенсионной системе должен быть накопительный элемент, который позволит каждому лично копить на жизнь в старости. Во многих странах этот элемент является обязательным, белорусы же могут откладывать на дополнительную пенсию добровольно.

Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.

Вот главные составляющие такого расчета:

  • текущий средний заработок по стране;
  • коэффициент конкретного пенсионера;
  • минимально необходимый страховой стаж;
  • общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
  • продолжает пенсионер работать или нет;
  • особые условия расчета для отдельных категорий работников.

Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.

Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.

1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.

Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.

Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:

  • 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
  • 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
  • 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.

Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.

Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:

  • 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.

При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:

  • 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Читайте также:  Как вернуть в «Меркурии» погашенный товар?

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

На сегодняшний день в РБ сумма средней пенсии составляет 472 бел рубля. Несмотря на то, что это недостаточная сумма, в сравнение с 20219 годом она выросла на 12,5%. Это официальные данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Ежегодно правительство страны выделяет более 12 млрд бел рублей, которые распределяются среди 2,5 млн пенсионеров, находящихся на государственном обеспечении. При этом ежегодно проходит небольшая индексация, позволяющая обеспечить повышение средней пенсии в РБ и максимум потребностей граждан преклонного возраста.

Важно! Политика властей Беларуси направлена на то, чтобы довести среднюю пенсию каждого вышедшего на заслуженный отдых гражданина от размера 40% от средней з\п. Конечно, в каждом конкретном случае сумма высчитывается исходя из страхового или трудового стажа.

По официальным данным, на конец 2020 года в Беларуси представительницы прекрасного пола выходят на пенсию в 57 лет, а сильный пол в 62 года. Для пенсии страховой стаж должен составлять не менее 17,6 лет.

Интересно! Размер и дата «заслуженного отдыха» будет напрямую зависеть от даты рождения и непосредственно даты обращения за расчетом пенсии.

  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне ваеннай пенсіі ў Беларусі ў 2021 годзе
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Стандартно процедура пересмотра назначенной суммы производится 4 раза в год в первых числах февраля, мая, августа и ноября. В это время работа властей направлена на повышение суммы ПМ, от которого рассчитываются все государственные дотации и пособия.

Размер средней пенсии напрямую зависит от суммы минимальных выплат, нелишним будет узнать, что на начало августа 2020 года минималка составляла 260,29 бел рублей. В качестве минимального стажа пенсионерам требуется наработать 17,5 лет. Власти уже предупредили, что до 2025 года каждые 6 месяцев он будет расти до 20 лет. Все документы и заявление требуется отнести в соответствующие муниципальные органы не раньше, чем инспекторы получат акт о подтверждении личности.

Многих белорусов волнует не только когда поднимут среднюю пенсию в РБ в 2021 году, но главное – на сколько повысят государственные дотации? Последние события, связанные с перевыборами президента Республики Беларусь отбросили на долгое время вопросы повышения государственных пособий, поэтому сказать точную сумму средней пенсии пока сложно.

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Читайте также:  Малоимущая семья - как получить статус, документы, сумма субсидий

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

ЕНПФ: Прежняя методика расчета пенсий полностью утратила свою актуальность

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

Действующее законодательство содержит в общей сложности более 1700 профессий, работники которых, имея соответствующий размер трудового стажа, могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение.

Прежде всего, это ФЗ №400 от 28/12/13 г. и его гл. 6 (ст. 30-32), содержащие обширный список «льготников» — от работников горячих цехов и вредных производств до водителей городских автобусов. Указан по каждой категории и стаж выхода на пенсию. При этом для женщин, как правило, число лет снижено на 5, по сравнению с «мужским» лимитом.

Существуют уточняющие списки льготных профессий, принятые еще кабинетом министров СССР, условно называемые «список 1» и «список 2» (приняты пост. №10 от 26/01/91 г.). В них включены особо тяжелые и вредные работы, такие как фармацевтическое производство, работы, связанные с горно-рудным обогащением, химическим и коксо-химическим производством, атомной промышленностью и рядом других.

При определении льгот используются и так называемые малые списки профессий: медицинские, педагогические, водительские профессии, всего 19 позиций. К примеру, правительственное Постановление №781 от 29/10/02 г. содержит информацию о педагогических и медицинских профессиях, дающих право на льготу.

Эту информацию в первую очередь необходимо изучить будущим «льготникам».

Отметим вначале, что, хотя процедура расчета достаточно сложна, составить представление о размере собственной пенсии все-таки возможно.

На первоначальном этапе следует определить, имеются ли основания для назначения определенному гражданину досрочной пенсии, и обратиться к ФЗ №400 от 28/12/13 г. (гл. 6 ст. 30-32), где содержатся списки профессий для «льготников», а также уточнить при необходимости информацию в т.н. списках 1 и 2, малых списках.

Попробуйте самостоятельно рассчитать льготные годы стажа, согласно пост. №516 от 11/07/02 г. Правительства РФ. Этот документ утверждает Правила для расчета стажа по досрочным пенсиям. Например, в стаж включается время нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, вынужденных прогулов. При переводе на другую работу в той же организации на срок не более месяца этот перевод тоже засчитывается в «льготный» стаж. Свои особенности исчисления стажа существуют для беременных женщин, переведенных с «льготного» рабочего места на «обычное» по мед. показаниям.

При подсчете стажа следует обратить внимание на то, какие периоды льготного труда суммируются, а какие – нет.

Так, согласно Правилам, суммируются (по тексту п. 2, 3 Правил):

  • работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
  • труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
  • работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
  • труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.

Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.

Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.

С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд. Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.

Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст. 12) тоже начисляются баллы.

Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.

Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб. Подсчет делается простым делением суммы на ставку.

Поясним сказанное на условных примерах.

Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффициент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц. Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.

Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год). Результат подсчетов — 2,586 балла.

Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.


  • 273 рубля 27 копеек

БПМ для отдельных групп населения

  • трудоспособное население – 303 рубля 53 копейки;
  • пенсионеры – 207 рублей 6 копеек;
  • студенты – 263 рубля 15 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 174 рубля 51 копейка;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 241 рубль 29 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 294 рубля 36 копеек.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину прожиточного минимума (то есть минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья), а также обязательные платежи и взносы.[∗] статья 1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»

На практике от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения напрямую зависят размеры:

  • пособий в связи с рождением ребенка;
  • пособий женщинам, ставшим на учет в до 12-недельного срока беременности;
  • пособий на детей старше 3 лет;
  • пособий при одновременном воспитании детей до 3 лет и от 3 до 18 лет;
  • стипендий (применяется БПМ для трудоспособного населения);
  • минимальных пособий по временной нетрудоспособности;
  • минимальных алиментов на детей;
  • социальных и минимальных трудовых пенсий (например, пенсий инвалидам, пенсий по случаю потери кормильца);
  • финансовой помощи в погашении кредитов на жилье молодым и многодетным семьям;
  • пособий по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет;
  • субсидий безработным для начала предпринимательства, ремесленничества или агротуризма;
  • социальных пособий (ежемесячных и максимальных единовременных);
  • досрочных и дополнительных профессиональных пенсий;
  • индексации доходов населения в связи с инфляцией.

Бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными.


С 1 февраля 2021 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 января 2021 г. № 5 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах декабря 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 262 рубля 87 копеек;
  • трудоспособное население – 290 рублей 71 копейка;
  • пенсионеры – 199 рублей 17 копеек;
  • студенты – 252 рубля 94 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 168 рублей 46 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 232 рубля 93 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 283 рубля 65 копеек.

раскрыть

С 1 ноября 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2020 г. № 95 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах сентября 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 258 рублей 11 копеек;
  • трудоспособное население – 285 рублей 68 копеек;
  • пенсионеры – 195 рублей 15 копеек;
  • студенты – 248 рублей 6 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 165 рублей 18 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 228 рублей 85 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 278 рублей 16 копеек.

С 1 августа 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2020 г. № 67 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах июня 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 256 рублей 10 копеек;
  • трудоспособное население – 285 рублей 4 копейки;
  • пенсионеры – 193 рубля 92 копейки;
  • студенты – 246 рублей 72 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 160 рублей 79 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 224 рубля 70 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 274 рублей 48 копеек.

С 1 мая 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 38 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах марта 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 246 рублей 78 копеек;
  • трудоспособное население – 275 рублей 48 копеек;
  • пенсионеры – 187 рублей 22 копейки;
  • студенты – 237 рублей 30 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 158 рублей 94 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 217 рублей 84 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 265 рублей 20 копеек.
Читайте также:  Ответы на очень важные вопросы о внутриматочной спирали.

С 1 февраля 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 января 2020 г. № 6 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах декабря 2019 года»

  • в среднем на душу населения – 239 рублей 87 копеекж;
  • трудоспособное население – 265 рублей 91 копейка;
  • пенсионеры – 184 рубля 20 копеек;
  • студенты – 232 рубля 83 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 155 рублей 64 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 212 рублей 79 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 260 рублей 48 копеек.

С 1 ноября 2019 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 50 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах сентября 2019 года»

  • в среднем на душу населения – 231 рубль 83 копейки
  • трудоспособное население – 257 рублей 86 копеек;
  • пенсионеры – 177 рублей 79 копеек;
  • студенты – 224 рубля 80 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 149 рублей 63 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 205 рублей 16 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 251 рубль 19 копеек.

Калькулятор для пенсионера. Как рассчитывается пенсия в Беларуси

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

2021 (май-июль) 2021 (февраль-апрель) ноябрь 2020 – январь 2021 2020 (август-октябрь) 2020 (май-июль)
Средняя пенсия по возрасту 512,78 512,78 с ноября: 457,93
с декабря: 482,62
456,81 447,55
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 276,36(68,32+208,04) 273,76 (65,72+208,04) 260,82 (64,53+196,29) 260,32 (64,03+196,29) 257,96 (61,70+196,26)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Как рассчитываются пенсии в Беларуси: подробный рассказ

Расчет размера страховой пенсии 2021 году производится по традиционной балльной системе, которая действует в России с 2021 г. Формула расчета пенсии по старости, инвалидности или потере кормильца в 2021 г. осталась прежней, никаких изменений в результате реформы 2021 года внесено не было. Величина пенсионного обеспечения по-прежнему зависит от стоимости фиксированной выплаты к страховой пенсии (ФВ), стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК), а также от количества накопленных за годы работы пенсионных баллов (ИПК).

Отметим, что законом устанавливается сумма ФВ к пенсии по старости, а в зависимости от нее уже определяется ФВ и для других видов пенсионного обеспечения. По закону для выплат по инвалидности или случаю потери кормильца ее величина отличается. Перечислим ниже размеры ФВ, которые будут использоваться при расчете в 2021 году для неработающих пенсионеров:

После значительного повышения военных пенсий, с 2021 года повышению подлежит только та доля довольствия, которая влияет на начисление пенсии. Её ежегодный рост составляет 2% и более, в зависимости от инфляционных процессов в экономике РФ.

В России взятая за ориентир схема начала действовать ещё в 2021 году. Тогда президент назвал доплату к пенсии в размере 240 российских рублей незначительной и изменил цифру до 1 000 рублей. С 2021 года начисление пенсионных выплат не только зависело от окладов, но и пересматривалось вместе с ними. То есть, если повышали оклады, вместе с ними повышали и пенсии тех, кто уже ушёл в запас.

Существуют и определенные льготы пенсионерам. Подобные меры применяются из-за социальной уязвимости данной категории. Размер выплат небольшой, поэтому людям на заслуженном отдыхе может понадобиться помощь государства в поддержании уровня жизни и здоровья на оптимальном уровне.

В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста.

Отдельно нужно сказать о том, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет происходить постепенно, то есть власти планируют ее поэтапное проведение – летом и зимой. Индексация очень важна, потому что именно из-за инфляции постоянно растут цены на товары и услуги, и при этом реальный доход граждан уменьшается. Именно поэтому власть улучшают качество жизни граждан за счет проведения ежегодной индексации.

Как рассчитать пенсию самому в беларуси в 2021 году

Сложности в самостоятельном расчете своей будущей пенсии могут возникнуть из-за индивидуального коэффициента заработка.

«Размер пенсии зависит от продолжительности стажа и величины индивидуального коэффициента заработка. Самым сложным является исчисление индивидуального коэффициента заработка. Для этого и в целом для расчета пенсии применяется программное обеспечение», — отмечали ранее в Минтруда.

Для расчета выплат по возрасту мы взяли следующие данные: женщина с индивидуальным коэффициентом заработка 2,0 и стажем работы 33 года, которая не работает на пенсии. В таком случае пенсия составит около 375 рублей. При индивидуальном коэффициенте 0,6 и при таком же стаже пенсия получается около 235 рублей.

Если же белоруска при стаже работы в 33 года с индивидуальным коэффициентом заработка в 2,0 продолжает трудиться на заслуженном отдыхе, то ее пенсия будет меньше — не 375 рублей, если бы она не работала, а 341 рубль.

А вот при таком же стаже, но с индивидуальным коэффициентом заработка в 0,6, пенсия у работающей пенсионерки составит все те же 235 рублей, что и неработающей. Это связано с нюансами пенсионного обеспечения.

Так, работающие на заслуженном отдыхе пенсионеры могут получать полную пенсию только в том случае, если их индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3. Если этот показатель больше, то пенсия будет урезана на время работы.

Мужчина со стажем работы в 33 года и с коэффициентом в 0,6, который продолжает работать на заслуженном отдыхе, получит пенсию в 218 рублей, если не работает — столько же. При таком же стаже, но коэффициенте в 2,0, пенсия работающего составит 316 рублей, неработающего — 347 рублей.

Напомним, белорусы, которые достигают пенсионного возраста, но продолжают трудиться, могут рассчитывать на премирование за отложенный выход на пенсию. Главное условие — неполучение пенсии в период работы.

Напомним, средний размер назначенных пенсий в Беларуси в мае составил 331,18 рубля. Эта сумма на 16,4 рубля больше, чем в апреле. Этот рост обусловлен плановым повышением трудовых и социальных пенсий с 1 мая.

С 1 мая в Беларуси выросли трудовые пенсии — в среднем на 5,4%, а также подняли минимальные трудовые и социальные пенсии, которые зависят от размера бюджета прожиточного минимума.

В планах правительства на этот год — довести показатель до 40% от средней зарплаты по стране. В марте этот показатель составлял 34%.

К примеру, в Гомельской области данное соотношение равно 39%, а в Брестской — 38,2%.

Средний размер назначенных пенсий по возрасту в мае составил 340,53 рубля. Это на 17,37 рубля больше, чем в апреле. Средние пенсии по инвалидности, по прогнозам Минтруда, в мае составят 291,2 рубля, а по случаю потери кормильца — 231,5 рубля.

Самые большие пенсии в среднем получают минчане, а меньше всего выплаты в Брестской области.

Напомним, социальную пенсию сейчас получают почти 72 тысячи белорусов. «В основном это дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды с детства. Размеры социальной пенсии зависят от категории получателей и тяжести инвалидности (степени утраты здоровья).

Так, у инвалидов 3-й группы размер этой пенсии составляет 154,94 рубля. У инвалидов 1-й группы — 227,24 рубля, в таком же размере выплачивается пенсия детям-инвалидам с четвертой степенью утраты здоровья, — отмечали ранее в Минтруда.

— Как и другие лица с невысоким доходом, получатели социальной пенсии вправе обратиться за государственной адресной социальной помощью».

В Беларуси с января 2017 года началось поэтапное на полгода в год повышение общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. В этом году выйти на трудовую пенсию по возрасту могут мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.

Главной функцией калькулятора является разъяснение порядка образования страховых выплат, а к тому же наглядно показать, как влияют на размер пособия следующие параметры:

  1. Величина заработной платы.
  2. Сумма дохода, полученного самозанятым.
  3. Вариант обеспечения, который выбран гражданином.
  4. Величина трудового стажа.
  5. Служба в войсках, отпуск для ухода за детьми до достижения полуторагодовалого возраста и прочие особенные периоды.
  6. Выход на пенсию позже возраста, который установлен законодательно.

Результаты, получающиеся в процессе подсчета, не показывают действительный уровень ваших пособий и являются условными. Чтобы подсчет был проще, используются постоянные условия. Например, считается, что вы получали постоянную зарплату, формирование выплат происходило на условиях 2020 года и тому подобное.

С помощью данного графика можно выяснить, когда выйдут на пенсию женщины и мужчины. I полугодие — с 1 января по 30 июня; II полугодие — с 1 июля по 31 декабря.

Для женщин

Дата рождения Выход на пенсию В возрасте
II полугодие 1960 года в день рождения 2019 года 59 лет
I полугодие 1961 года II полугодие 2020 года 59 лет 6 месяцев
II полугодие 1961 года в день рождения 2021 года 60 лет
I полугодие 1962 года II полугодие 2022 года 60 лет 6 месяцев
II полугодие 1962 года в день рождения 2023 года 61 год
I полугодие 1963 года II полугодие 2024 года 61 год 6 месяцев
II полугодие 1963 года в день рождения 2025 года 62 год
I полугодие 1964 года II полугодие 2026 года 62 года 6 месяцев
II полугодие 1964 года в день рождения 2027 года 63 года


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *